Закон
814

Как получить полную выплату по каско без учета амортизационного износа?

На днях Верховный суд внес ясность в вопрос о «плате за возраст» автомобиля при выплатах по полису каско. При наступлении страхового случая по каско амортизационный износ автомобиля не влияет на размер страхового возмещения и теперь официально считается незаконным. О том, как добиваться от страховой компании полной выплаты по каско разъяснил корреспондент «Русской Планеты» Юрий Сушинов на примере прецедентного судебного дела.

Жительница Санкт-Петербурга, оформив полис каско на свой автомобиль в 2011 году, через полгода лишилась машины – угнали. Обратившись к страховщику за выплатой возмещения, отказавшись от прав на машину в пользу компании, она получила сумму, гораздо меньше той, на которую рассчитывала. Страховщик указал на большой амортизационный износ автомобиля и на договор, в котором сообщалось, что в первый же год машина теряет в цене 20%, а в каждый последующий — еще по 10%.

С такой математикой женщина не согласилась и обратилась в суд. Через 5 лет после наступления страхового случая Верховный суд все-таки вынес решение в ее пользу.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала на пункт 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела», где сказано, что в случае утраты имущества страхователь может отказаться от своих прав на это имущество в пользу страховщика для получения его полной стоимости. «Возможность уменьшения полной страховой суммы на сумму амортизационного износа данным законом, а равно и нормами Гражданского кодекса не предусмотрена. Наличие такого положения в Правилах добровольного страхования автотранспортных средств не соответствует закону», — отмечается в постановлении ВС.

Судьи также подчеркнули, что определяемый страховщиками размер износа не соответствует реальному износу автомобиля, действительно влияющему на его рыночную стоимость. А доводы страховой компании о том, что женщина, мол, сама согласилась с такими условиями, подписав договор, были отклонены, поскольку в законе «О защите прав потребителей» написано: условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными.

Если страховщики не хотят, чтобы их завалили аналогичными исками (которые, без сомнения, будут удовлетворены), им придется вычеркнуть из договоров пункт об учете амортизационного износа. Впрочем, страховое лобби обязательно найдет возможность компенсировать убытки в этом сегменте.

К примеру, более вероятной реакцией на решение Верховного суда станет дополнение существующих договоров добровольного страхования новыми «пунктами мелким шрифтом».

После постановления, запретившего страховщикам отказывать автовладельцам в выплате возмещения, если они оставили в угнанной машине регистрационные документы или комплект ключей, юристы страховых компаний проявили чудеса смекалки и начали предлагать клиентам самим выбирать при заключении договора: страховаться только от хищения вместе ключами и документами или только от обычного угона. Или ограничивали размер выплаты, вводя по таким случаям франшизу — от 50% до 75% от страховой суммы.

Средняя стоимость страховки для трех самых популярных моделей в массовом сегменте — Lada Granta, Hyundai Solaris и Toyota Camry — составляет 232,4 тысячи рублей. При этом сборы страховщиков по автокаско за год упали на 14,6%. Несмотря на это, страховой бизнес остается до сих пор более чем прибыльным именно из-за нежелания автомобилистов ввязываться в судебные тяжбы. Как показывает практика – зря.  

Напоним также, что в 2016 году страховка автомобиля может стать для многих автолюбителей неподъемным бременем - в ОСАГО появятся новые повышающие коэффициенты, которые могут привести к подорожанию страховки в 8 раз! Таким способом власти намерены бороться с лихачами на дорогах. Стоимость страховки будет расти пропорционально количеству нарушений ПДД. Однако эксперты видят в этой «благой»  инициативе банальную жадность страховщиков, которая может и вовсе привести к исчезновению рынка обязательного автострахования (подробнее).

При этом в прошлом году стоимость страхового полиса для калужских автолюбителей и так увеличилась минимум на 40%. При этом тогда Калужская область не вошла ни в список регионов, где будут повышающие коэффициенты, ни в список областей с понижающими. Большие проблемы с оформлением автостраховки начались еще в 2014 году, когда страховщики намеренно вставляли палки в колеса, незаконно навязывания дополнительные услуги и завышая цены.