Закон
1 284

Эксперты: монополизация рынка недвижимости убьет "доступное" жилье

В условиях кризиса на рынке жилой недвижимости в Калужской области произошла стагнация, в прочем, как и в целом по России. Как мы уже сообщали ранее, в 2015 году в нашем регионе объемы ипотечного кредитования снизились более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В Калуге и области 2/3 из числа покупателей жилья приобретают его в ипотеку.

Застой в строительстве также обусловлен ужесточением финансовых условий для самих застройщиков: процентная ставка по кредитам для них возросла вдвое. По данным риэлтерских организаций, продажи жилья на первичном и вторичном рынках также сократились.

Как выясняется, к еще большему застою на рынке недвижимости могут привести и новые поправки в Федеральном законе о долевом строительстве, которые делают его абсолютно невыгодной ни для застройщиков, ни для самих дольщиков. Проанализировав законопроект, который, кстати, должен пройти первое чтение в Госдуме в январе, эксперты РЭУ им. Плеханова назвали последствия его принятия катастрофическими. Об этом сообщает информационный портал «Русская Планета».

Главное, что следует из поправок в 214-ФЗ, — участие дольщиков в первичном строительстве будет активно сокращаться. Это вполне соответствует изначальному плану, озвученному властями, согласно которому следующие четыре года должны стать неким переходным этапом перед окончательным запретом на долевое строительство в 2020-м.

И хотя чиновники спешно от него открестились, заявив, что отменять ДДУ никто не собирается, пока что именно к этому все и идет. «В целом принятие изменений в 214-ФЗ приведет к прекращению деятельности небольших застройщиков, переделу рынка (останется 15–20 крупных застройщиков с дочерними региональными предприятиями), увеличению бесхозного недостроя и в перспективе 3–5 лет к сокращению, а возможно, и к полному сворачиванию долевого строительства», — заключает автор исследования, профессор РЭУ им. Плеханова Александр Архипов.

Напомним, сохранить право финансировать строительство за счет ДДУ будет сохранено только за теми застройщиками, у которых уже есть собственный внушительный капитал.

Как мы уже сообщали, новые изменения правил долевого строительства, прежде всего, приведут к еще большей монополизации рынка недвижимости, что приведет к снижению конкуренции и дальнейшему резкому повышению цен на квартиры в строящихся домах.

Тогда как инициаторы внесения поправок утверждают, что стремятся, прежде всего, защитить интересы граждан и тем самым снять потенциальную нагрузку с федерального и региональных бюджетов (за их счет сегодня и спасают подавляющую часть обманутых дольщиков), цифры, полученные исследователями, говорят совсем о другом. Под дымовой завесой борьбы за права дольщиков, судя по всему, скрывается банальная попытка перенаправить поток денежных средств из строительной отрасли в банковский сектор.

Так, по предложенной в поправках схеме деньги дольщиков предполагается не отдавать застройщику напрямую, а сохранять на неких специальных счетах в уполномоченных банках, в задачу которых будет входить отслеживание степени исполнения контракта застройщиком. С виду — красиво, а на деле — совсем наоборот. Как заключил Александр Архипов, проводивший исследование упомянутого законопроекта и его последствий для экономики, если сегодня долевое строительство многоквартирных домов на 80% финансируется за счет дольщиков и лишь на 10% за счет банковских кредитов, то в результате принятия поправок доля займов в финансировании стройки неминуемо вырастет с нынешних 10% до практически 90%. «Прирост финансовой нагрузки только по выплате кредитов вследствие принятия изменений в 214-ФЗ можно оценить в 32–33% стоимости многоквартирного дома. Соответствующим образом увеличится и стоимость квартир», — констатирует исследователь.

Кризис и простой в сфере строительства жилья приведет и к большим финансовым потерям на предприятиях по производству стройматериалов и комплектующих, логистике, что приведет к «эффекту домино».

Исследователи подчеркивают, уже через 3–4 года из-за общего снижения объемов жилищного строительства начнут падать налоговые и иные поступления в бюджет, который и так дефицитен и вряд ли выйдет в плюс в ближайшее время. Учитывая, что те же самые поправки фактически предполагают перевод ответственности за коммерческую деятельность застройщиков и банков на государство, можно с уверенностью сказать, что в условиях продолжающегося финансового кризиса такая нагрузка может оказаться для казны попросту непосильной.