Как научить ребенка распоряжаться деньгами?
Умение правильно распоряжаться карманными деньгами — основа, на которой у вашего ребенка в будущем будут выстроены все отношения с финансами. С детства ему нужно четко понимать, откуда берутся деньги, научиться расставлять приоритеты покупок и копить на что-то серьезное, порой отказывая себе в конфетах и приятных мелочах. Финансовая грамотность формирует самостоятельность, ответственность и внимательность. Однако порой родители допускают весьма серьезные ошибки в финансовом воспитании. Как же научить ребенка правильно относиться к деньгам?
1. Как избегать истерик в магазинах?
Пытаться учить финансовой грамотности трехлетнего ребенка и давать ему карманные деньги, разумеется, — глупая затея. Однако уже в этом возрасте начинаются разговоры о деньгах. Например, когда ребенок затевает скандал в магазине с криками «Хочу! Купи!». Как же объяснить ему, что желаемое получить нельзя?
Во-первых, если вы не собираетесь покупать ребенку то, что он просит, оставайтесь тверды и не идите на поводу у мнения окружающих. Дети не должны чувствовать, что при помощи истерик они смогут вами манипулировать и добиваться своего. Они должны знать, что вы не передумаете, как бы они себя ни вели. Поведение родителей должно быть одинаковым в таких ситуациях.
Во-вторых, сохраняйте спокойствие, не злитесь, не шлепайте ребенка, не отталкивайте его от полок, не кричите на него — это только ухудшит его поведение. Нужно обнять его и напомнить о правилах поведения. Объясните малышу, что если он не успокоится, придется уйти из магазина, не купив вообще ничего.
В-третьих, если беседа не помогла, берите ребенка на руки и уходите. Объясните ему, что следующий поход в магазин станет возможен только в другой день, когда он будет вести себя хорошо.
Таким образом, с малых лет ребенок начнет осознавать, что нельзя в жизни получить все, что хочется, и сразу. С детьми немного постарше уже получится договариваться и предлагать перенести покупку на другое время, объяснять, почему она невозможна в данный момент. Привитие дисциплины и умения потерпеть отлично скажется на их способности принимать решения и копить деньги.
2. Что такое бюджет и его распределение?
Когда малыш уже потихоньку учится считать, пора вводить понятие «бюджет». Сначала для наглядности пусть это будет апельсин. Целый апельсин — это бюджет всей семьи на месяц, а каждая долька — это то, что необходимо папе, маме, для оплаты квартиры, для покупки еды, для ребенка. Свою дольку ребенок вправе съесть сразу, либо поделить на части. А может накопить несколько долек и сложить в целый апельсин. После таких занятий можно приступать к упрощенной игре «Монополия». Например, бюджет семьи — сто рублей (сумма не принципиальна). Из них 10 рублей — это коммунальные платежи, еще 10 мы откладываем на летний отпуск, по 10 рублей мы тратим на маму, папу, ребенка, еще 10 — на помощь бабушке с дедушкой и так далее.
Ребенок должен научиться понимать, что его личный бюджет всегда ограничен, что помимо расходов на его игрушки, деньги тратятся также на его питание, одежду, лекарства и прочее. Однако оставшуюся сумму он будет вправе потратить сразу, или накопить, или, быть может, захочет помочь нуждающимся (тем самым знакомим с понятием благотворительность и забота о других).
3. Что такое деньги и за что их получают?
Параллельно с играми детям необходимо объяснять, что каждая вещь стоит денег. Откуда у людей появляются деньги? Расскажите ребенку о профессиях родителей, чем занимается каждый член семьи на работе, и за что конкретно ему платят деньги. Также стоит уточнить, что оплата труда у всех разная. Расскажите малышу, что деньги платят за хорошо сделанную работу. Деньги могут быть не только платой, но и поощрением за стабильно хороший труд — например, премия. Касательно ребенка — это карманные деньги.
4. За что давать карманные деньги?
Психологи крайне не рекомендуют использовать деньги в качестве стимула для хороших оценок, примерного поведения в школе. Ребенок должен понимать, что он учится в школе не ради денег, а для того, чтобы обрести знания и опыт, которые повлияют на его дальнейшую жизнь. Однако за прилежность можно поощрять ребенка за успешное окончание учебного года или четверти, пусть это лучше будут не карманные деньги, а экскурсионная поездка в другой город или компьютер, который пригодится в учебе.
Также не стоит приучать ребенка выполнять обязанности по дому за деньги. Дети быстро привыкнут к такому «заработку» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. Ребенку следует объяснить, что родители не получает доплату за уборку или приготовленный ужин. Все члены семьи трудятся на общее благо — на свой дом, чтобы всем в нем жилось комфортно и уютно.
Мотивировать на помощь по дому, хорошую учебу и поведение должно ваше одобрение, похвала. Не забывайте делать комплименты, гордиться вашим чадом, а также благодарить его за оказанную вам помощь. Оставайтесь ребенку родителем, не превращайтесь в спонсора.
Так за что же давать карманные деньги? Просто так! Наличие собственных денег позволяет ребенку чувствовать себя самостоятельным и ответственным. Примерно с шести лет попробуйте периодически выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.
5. Контроль денег и семейный банкинг.
Чтобы одновременно приучить ребенка к самостоятельности, финансовой грамотности, но при этом ненавязчиво обезопасить его от необдуманных трат или потери денег, сегодня все больше россиян обращаются к детским банковским картам и мобильным приложениям для учета расходов. Недавно Райффайзенбанк выпустил подобный продукт – детскую карту и мобильное приложение Райффайзен-Start. Открыв ребенку карту уже с 6 лет, родители могут перечислять ему карманные деньги и в зависимости от возраста и уровня самостоятельности устанавливать определенные барьеры. Так, можно накладывать запреты на интернет-покупки или другие операции, вводить лимит расходов, например, позволив ребенку тратить не более ста рублей в день или другую сумму. Кроме того, школьникам больше не нужно каждый раз отчитываться, когда и на что они потратили свои деньги. Ненавязчивый контроль родители могут осуществлять, получая отчеты о покупках и других операциях в виде sms, в мобильном приложении или интернет-банке. В возрасте от 14 лет подростки будут получать кэшбэк 5% от безналичных покупок - до 200 рублей в месяц, а также смогут открыть карту к собственному счету.
6. Учимся копить деньги при помощи современных гаджетов
Планшеты и смартфоны для школьников сегодня — это не просто прихоть или дань моде, это еще и отличный инструмент, чтобы учиться новому играючи. Так решили создатели бесплатного мобильного приложения Райффайзен -Start. Его можно использовать как в совокупности с детской банковской картой, так и в качестве инструмента для накопления наличных денег. Удобный и интуитивно понятный сервис приложения позволяет детям:
- отмечать, сколько денег было получено, сколько и на что потрачено;
- видеть аналитику своих расходов;
- создавать списки желаний, визуализировать, копить на их исполнение, автоматически получая график и срок накоплений;
- на свой вкус выбрать стиль оформления приложения;
- познакомиться с помощниками Start – симпатичными зверями, каждый из которых готов подбодрить и дать важную подсказку или напоминание по финансовым вопросам.
В игровом формате приложения дети быстро научатся правильно расставлять приоритеты покупок, самостоятельно добиваться поставленных целей, копить деньги, вести учет расходов и доходов.
Только наладив с ребенком доверительные отношения, объяснив ему ценность денег и правила покупок, можно приучить его к ответственности и самостоятельности. А используя для обучения финансовой грамотности современные полезные технологии, такие как детские карты и мобильное приложение, можно сделать процесс получения и траты карманных денег максимально прозрачным и удобным для малыша и его родителей.
Рекомендуем также вашему ребенку пройти наш специальный интерактивный тест, который выявит его навыки правильного обращения с деньгами.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии