Образование
510

Подготовка к ЕГЭ: драма в лицах

Недавно на нашем портале было опубликовано мнение подписчицы по поводу подготовки к ЕГЭ. Учителя в школе, где учится ее дочь, отказались готовить учеников к экзаменам и отправили детей к репетиторам. Тема оказалась острой и вызвала бурное обсуждение.

Должен ли учитель готовить к экзамену? Можно ли сдать ЕГЭ без репетитора? Как оценить готовность выпускника? Мы попытались разобраться в ситуации с подготовкой к ЕГЭ, взглянуть на нее глазами всех участников.

Родители

По данным ВЦИОМ, 54% родителей в России считают, что школьных знаний для получения хорошего результата по ЕГЭ недостаточно. Вообще, родители выпускника — наиболее обеспокоенные герои эпопеи с ЕГЭ. Дети не могут оценить всех масштабов бедствия, учителя нервничают в той мере, в которой им позволяет профессионализм. 

Наталия, мама выпускника 2017 года, г. Калуга 

«У большинства мам нашего класса даже не стоял вопрос о том, нанимать ли детям репетиторов. Понимаете, это как бы по умолчанию. Репетиторство - уже давно нормальная ситуация. Разумеется, нас это не устраивает, мы ворчим и бухтим на учителей, но что мы можем сделать? В классе моего сына учителя считали подготовкой тесты, которые кидали детям в конце урока, если оставалось время.»

Однако надо отметить, что зачастую запрос родителей  — не сдать экзамен, а сдать экзамен на высокий балл. Но может ли обычная школа подготовить поголовных отличников? Вряд ли. По этой причине превратить, скажем, «тройку» в «четверку», можно только индивидуально. Таким образом, репетиторство становится личным семейным выбором, пусть и вынужденным.

Учитель

Учитель в сложившейся ситуации — фигура наиболее спорная. Все дело в том, что именно учитель дает знание в рамках среднего образования, но прямой обязанности готовить школьников к экзаменам у него нет.

Александр, учитель математики, г. Калуга

«С человеческой точки зрения учитель некрасиво поступает, отказываясь от подготовки. Но он обязан дать только ту программу, которую согласовал с директором: шаг вправо-влево не допускается. Дополнительные занятия и элективные курсы проводятся только по желанию педагога. Однако с уверенностью могу сказать, что большинство калужских учителей старается натаскивать детишек, жертвуя уроками».

Минимальная задача школы - отсутствие двоек. Однако редкое учреждение может похвастаться эффективной работой с «троечникам», чтобы «вытянуть» их на хороший уровень. Если это и под силу учителю, то такой педагог — настоящий бриллиант.

Ведром ледяной воды в свое время стало деление ЕГЭ по математике на базовый и профильный. Базовый сдают все, профильный — те, кому это необходимо для поступления в вуз.

«Базовую математику обычный школьник — не «зубрила» и не «слабачок» - может без проблем сдать, имея школьные знания. А вот с профилем тяжелее. Если учитель не  проводит дополнительные занятия по профильной математике, то выход один — репетитор», - резюмирует Александр.

Таким образом, учительская задача «минимум» — банальное «научить на тройку». Пределы задачи «максимум» остаются неизвестными и определяются желаниями педагога. При таком раскладе школьники и родители фактически не могут предъявить никаких претензий учителю, а уж тем более пожаловаться на него. Только воззвать к человеку в педагоге.

Репетитор
Репетиторы становятся главным выгодоприобретателем конфликта школы и родителей, сохраняя при этом нейтралитет. Они понимают и переживающих родителей, и коллег-учителей, и растерянных выпускников. Вопреки распространенному мнению, репетиторов нанимают не только слабым ученикам.

Анна, репетитор по истории, г. Калуга

«Ко мне приходят совсем неглупые ребята, которые любят и хорошо знают предмет. Но без должной подготовки к формату заданий ЕГЭ этого недостаточно. Я учу их структурировать знания, лавировать между ними, переключаться с одного периода на другой, определять признаки того или иного события. Глядя на своих учеников, я понимаю, что в школе их этому не учили. Да и сами они говорят о том, что учителя отправляют их к репетиторам.» 

По словам руководителя курсов Lancman School Михаила Ланцмана, формулировки учебников далеко не всегда совпадают с формулировками заданий. Отличник, который впервые увидит вариант ЕГЭ, может не выполнить его, потому что «нас не так учили». Кроме того, результаты оцениваются по особым критериям, и для успешного выполнения заданий эти критерии нужно знать. Это колоссальная работа, которая становится приложением к основной программе, как правило, платным.

Выпускник

Сам школьник, из-за которого весь сыр-бор, часто не в состоянии адекватно оценить ситуацию вокруг, зато обладает относительной уверенностью в своих знаниях. 

Сергей, выпускник школы 2018 года, г. Обнинск

«Я же понимаю, что у меня порядок с физикой. Да, в школе у меня 4, но знаю я на 5 - просто с учителем не ладил. Мама хотела нанять репетитора, но я ее отговорил — сам справлюсь. Я много решал самостоятельно, на YouTube всякие обучалки смотрел. Сдал ЕГЭ на 78, прошел на бюджет в вуз, который хотел».

Яна, выпускница 2017 года, г. Калуга

«Я вообще никогда не блистала знаниями. Но в школе нас хорошо готовили к русскому и математике, я сдала гораздо лучше, чем рассчитывала. Обществознанием пришлось заниматься платно — с одними школьными знаниями я бы едва перешла экзаменационный порог»

Получается, что прежде чем решать вопрос с репетиторами, стоит узнать мнение самого ребенка. Парадоксально, но, может быть, именно его субъективная оценка и будет максимально приближена к объективной.

В заключение

Если взглянуть на картину полностью и копнуть немного глубже взаимных упреков, то получается вот что. Ответственность за экзамен нельзя переложить на кого-то одного. 

В первую очередь, подготовка к экзамену в интересах самого школьника. Без желания и собственных усилий сложно выйти на хороший результат. К тому же, кто лучше него самого знает, что в его силах?

Родителям не следует наводить панику. Их задача - помочь и поддержать, а не понижать самооценку, открыто сомневаясь в способностях чада. 

Учителя выполняют ту задачу, которую ставят себе сами. Формально их положение выгодно: обеспечивают тройки, не придраться. Остается открытым вопрос квалификации кадров, человеческих и профессиональных качеств. И здесь уже как повезет.

Напомним, однако, слова Министра просвещения РФ Ольги Васильевой, сказанные еще в 2016 году: "Мы знаем, что в неурочное время ведется подготовка ребят к ЕГЭ. Мы должны сначала посмотреть, что происходит, и понять, что надо изменить. Внеурочное время – время, предназначенное для формирования человека, а не для натаскивания на ЕГЭ."