История церквей. Часть 2

Алексеевская церковь

Была известна как церковь св. Алексея митрополита. Церковь построена в честь митрополита русской церкви Алексея, жившего в XIV веке. Он возглавлял церковь в тяжелые годы монголо-татарского ига (1354-1378 гг.) При московском князе Иване Ивановиче Красном он фактически возглавлял правительство.

Первоначальные сведения о церкви Алексея митрополита восходят к началу XVII в. В то время ее месторасположение было иное. Находилась она в городе и в городской описи 1626 года значилась так:"храм древян, клетцки в городе". Каменная церковь была построена на месте деревянной уже в 1740 году. После введения нового плана церковь перенесли в бывшую тогда Ямскую слободу. 

Церковь выделялась своим внешним видом: простота архитектуры и "высокое шатровое покрытие, которое увенчано одной главой. Колокольня в "италианском стиле".

В храме было три престола:

  1. Во имя всех святых;
  2. Придел Алексеевский;
  3. Придел Кирика и Иулиты.

Церковь обладала иконой Казанской Божьей Матери, которая давала исцеление больным.

До наших дней церковь не сохранилась. При строительстве многоэтажных домов она была снесена в 50-е годы. Место, где она находилась - это пересечение улиц Каляева и К.Либкнехта.

2

Архангельская церковь

Была известна как церковь архангела Михаила. Церковь посвящена архангелу Михаилу, небесному военачальнику, ангелу-хранителю всех верующих в Христа.

По описям В.Г.Плещеева 1626 и 1685 г. она значилась деревянной, с приделом во имя ц. Константина, в старом остроге. В 1687 г. построена каменная пятиглавая церковь с трапезой и приделом во имя Иоанна Воина. После пожара 1754 г. она была вновь возведена в 1760 году.

Колокольня построена была в 1813 году Я.И. Билибиным.

Настоящий храм со всех четырех сторон был украшен портиками на высоких парных колоннах с урезанными капителями. Во фронтонах по священному изображению: на алтарной абсиде изображен Архангел Михаил, по бокам его стоят две колонны, а над ним - святая картина.

Колокольня в 3 яруса, 8-угольная, второй и третий ярусы имели фронтоны, опирающиеся на пару колонн, по одной с каждой стороны. Над третьем ярусом были расположены круглые оконца-голосники.

Из церковных ценностей выделялись:

  1. Евангелие Московской печати 1644 г.;
  2. Два колокола - 1617 г. и 1771 г.

Церковь была очень популярна среди военных Калужского гарнизона. В 1915 - 1917 гг. - полковая, военная церковь.

До наших дне церковь не сохранилась. Церковь Михаила Архангела была разобрана в 1935 году, и на ее месте построен дом ул. Ленина,100.

2

Благовещенская церковь

впервые она значится в описи 1685 года. В 1718 году прихожане построили каменную церковь. А в 1826 г. была построена колокольня.

Храм представлял интерес в архитектурном отношении.

До наших дней не сохранился. Сейчас на этом месте находится сквер имени А.Карпова. Сама церковь была разобрана в 30-е гг. XX в. и ее материал пошел на строительство детского сада и хлебозавода.

2

Богоявленская церковь

Существовала в начале XVII в. В 1626 году эта церковь описана  как Богоявленская с приделом во имя влмч.Варвары с приделом во имя св.Николая, деревянная, с 7-ю колоколами.

Каменная построена прихожанами в 1735 г. с двумя приделами во имя Афанасия Александрийского и Богоматери "всех скорбящих радостей". Новая колокольня построена в 1832 г.

Храм, выстроенный в стиле классицизма, по словам архитектора В.М.Фехнер, отличается "торжественной монументальностью". Церковь имеет форму куба. С боков куба вытянутая полукруглая средина с живописным изображением; над куполом светлый большой восьмигранник, с круглым куполом; крест - с маленькой коронкой.

Колокольня трехъярусная, четырехгранная.

В храме было очень много старинных икон XVI в. и XVII в.. Среди них почитались икона влмч.Варвары, икона пр.Сергея Радонежского, Тихвинская, Воскресения Христова, Богоявления, Николая чудотворца иконы.

Церковь сохранилась до наших дней. При ремонте церкви выяснилось, что стены храма, колокольня в очень плохом состоянии. Церковь постепенно разрушается. Увидеть ее можно по адресу Кутузова, 23.

2

Васильевская церковь

В народе ее называли Троицкая. По описи 1626 года она значилась "Церковь Василия Великого в остроге ж на посаде". В 1742 году она выстроена уже каменной и находилась на площади около Никитской церкви, на месте, известном под именем Никитского кладбища. Но из-за обветшалости и по новому плану города в 1801 году она была перенесена на то место, где она и сейчас стоит. На этом месте в XVIII в. было кладбище. И часто за алтарем находили надгробные памятники. Благотворителем этой церкви был митрополит Иона. Он часто жертвовал более 20 тысяч рублей серебром. На его средства построена колокольня в 1830 году, расписан храм, приобретены многие вещи.

Эта церковь сохранилась и до нашего времени. Сейчас она находится на ул. Герцена, 25 и называется Васильевская церковь.

Воскресенская церковь

Это одна из самых древних церквей. Будто бы уже в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм, но он сгорел. Первые же точные сведения о храме были обнаружены в описи 1626 года. Около 1654 г. она уже была каменной. В 1754 г. церковь пострадала от пожара: в ней сгорело 15 человек, хотевших укрыться от огня. После этого случая церковь немного переделали.

2

Георгиевская "за верхом"

В описи 1685 года он называется церковь Георгия на песку. Сооружен он по преданию купцом Коробовым. Каменной и двухэтажной она стала в 1701 году.

Двухэтажная церковь с шатровой трехъярусной колокольней. На галереи и в верхнюю церковь ведут чугунные художественного литья лестницы. В наружной отделке храма особое внимание привлекают к себе двери, которые сделаны из "мячковского камня" в русском стиле. Церковь формой своей напоминает полукорабль, высотой 20 сажень, а длиною 15 сажень.

Сейчас эта церковь находится по адресу ул. Баумана, 14.

 

2

Георгиевская церковь "за лавками"

Церковь уникальна тем, что вся она целиком выстроена в XVIII веке, но в трех различных архитектурных стилях: четверик и алтарные выступы полностью относятся к древне-русскому стилю (четверик не был восстановлен после пожара 1941 года); колокольня построена в 1730-х годах и является примером барокко начала XVIII века (к сожалению, она была разобрана в 1930-х годах, кроме основания), а встроенная между ними трапезная относится к классицизму 1780-1790-х годов.

Храм был восстановлен в 1968-1969 гг. после пожара.

Главный храм церкви представляет собой куб на котором расположены 5 глав, но они находятся не по краям, а в сгруппированы в центре. Форма глав шарообразная, очень древняя, раньше каждая глава была покрыта чешуей. Рядом с церковью построена колокольня и часовня. Причем позднее часовня была соединена с общим корпусом. В этом храме много старинных икон и среди них икона святого Георгия Победоносца.

В здании давно размещен Научно-методический Центр народного творчества Департамента культуры и искусства.

Церковь сохранилась до наших дней и сейчас находится на углу улиц Декабристов и Воскресенской.

Георгиевская церковь на Воробьевке

Впервые эта церковь упоминается в описи 1625-1626 гг, где она названа "Страстотерпца Христова Егория, в приделе Симеон Столпник". А в описании 1685 года она называется "происхождения честных древ на Воробьевке". 21 апреля 1703 года деревянная церковь сгорела. Тогда прихожане купили Старую деревянную церковь Покрова в Кожевниках (под горой) и перенесли ее на Воробьевку, где она и стояла 5 лет

2

Знаменская церковь

В описи 1626 г. она названа церковью во имя великомученицы Варвары. Каменная церковь построена в 1720 году с помощью купца Ланина. Церковь, по мнению не выделялась в архитектурном строении особыми чертами. Богатое внутреннее оформление: роспись купола, икон, стенная живопись.

Церковь Знамения находится на углу улиц Луначарского и Зеленый Крупец. Была закрыта в 1937 году, а в 1989 году передана общине старообрядцев.

2

2

Церковь Святых Жен Мироносиц

Построена церковь в 1698 году в Ямской слободе иждивением приходских людей. Сначала она была деревянной. Посвящена она св. Мироносцам потому, что, по преданию, строители ее, прихожане-ямщики, совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу. В этот же день была ярмарка, в основном конская. В церкви есть иконы св. Власия и Флора и Лавра, которые особенно чтут скотоводы.

В 1767 году церковь со всею утварью сгорела. После сбора пожертвований на ее месте была построена небольшая каменная церковь. Она была очень простой архитектуры и представляла собой одноэтажный продолговатый дом, округленный с восточной стороны. Рядом находилась маленькая каменная колокольня. Эта церковь стояла между настоящей церковью и колокольней.

После введения нового плана города в 1778 году эта церковь вошла внутрь города и около нее стали селится посадские люди и разночинцы.

Вскоре на стенах и своде стали появляться трещины. Была предпринята попытка перенести церковь на Успенское кладбище, но этого не произошло, так как по плану города эта церковь должна быть соответственна Предтеченской церкви, которая располагалась на другом конце площади. И с 16 марта 1798 года начато строительство нынешней церкви по плану архитектора Ясныгина. Окончено было строительство в 1804 году.

В одном из приделов находилась икона, написанная "по усердию граждан" во время чумы 1771 года. Эту икону поставили именно в эту церковь, потому, что она была самой крайней по направлению к Москве.

Освящена церковь была епископом Евгением 15 апреля 1815 года. С 1818 года началась постройка новой колокольни. Высота колокольни составляет почти 75 метров. В  ее основание, из-за слабости грунта, было вбито около 700 свай и положено 50 сажень камня.

2

 

Ивановская церковь

Известна также как церковь Иоанна Предтечи. Первое известие об этом храме содержится в описи 1685 года, где он описывается как деревянный. Каменная церковь была возведена в 1735 году, она полностью сгорела в 1754 году. Только храмовый образ Иоанна Крестителя был "вынесен на огороды и уцелел. А пономарь сей церкви Трифон, вбежавший в нее для взятия Евангелия, от усилившего пламени сгорел".

храм был расписан живописью. Иконостас был переписан на новом полотне по рисункам церковных художников - Васнецова, Нестерова, Маковского. Пол выстлан метлахскими плитками. Стены, оконные откосы, борта были покрыты искусственным мрамором. Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании храма лежит четырехугольник. В верхней части храма по углам стоят 4 маленькие главки. Единственная глава усеяна звездами на серебряном фоне.

При закрытии храма в 1930-х годах в нем был устроен склад горторга, позже здание было передано городскому колледжу культуры, который оборудовал второй этаж под классы и библиотеку. В 1956 году храм претерпел сильные изменения: был разобран алтарь, выходивший на улицу Московскую.

С 1997 года храм вернули Епархии.

2

Ильинская церковь

Точные сведения об этой церкви не восходят ранее 1626 г. Она называлась "что за кузницами", потому что в XVII и VIII в. около нее был кузнечный ряд. В 1622 г. храм вероятно сгорел, но по преданию, из него были спасены храмовая икона св. Илии пророка, икона мученика Конона и две иконы Богоматери.

В 1622 году Ильинский храм был каменным. Во время знаменитого пожара 1754 года Ильинская церковь сгорела прежде других, так как и загорелось-то "близ церкви Илии пророка". После этого пожара Ильинская церковь была возобновлена и перестроена в 1754 году купцом Карасевым.

2

Казанская церковь

Она стоит близ Оки, которая в половодье доходит иногда до входа в церковь. Этот храм упоминается в описи 1626 г. "преображение Спасово на "Подоле".

Строили храм на деньги, которые вносили не только простой люд, но и купцы, промышленники, а главною вкладчицею была царевна Наталья Алексеевна.

В 1844 году, во время всенощного бдения, накануне храмового праздника Преображения, молния ударила в шпиц колокольни и зажгла его; при этом два больших колокола упали и разбились. Главным вкладчиком на исправление повреждений и на перелитие разбитых колоколов, с прибавлением веса был митрополит Иона, служивший при Казанской церкви протоиереем.

Как снаружи так и внутри храм очень красив. Храм всегда отличался богатством, так как находился у главного переезда через Оку на дороге Москва-Киев, в центре калужского речного порта. Главной достопримечательностью храма - чудотворная икона Казанской Божией Матери. Этот образ - копия Вязниковской чудотворной иконы и дан в дар во храм семейством Смирных в начале второй четверти XVII в.

Церковь перенесла много утрат: после закрытия ее в 1930 году как храма в ней была устроена кузница в алтарной части, разобрано пышное пятиглавие, в церкви создана скульптурная фабрика. Во время боев в декабре 1941 года храм был значительно разрушен.

Реставрация колокольни была выполнена калужскими реставратарами в 1975-1979 годах. Колокольня храма - "родная сестра" колокольни в Оптиной Пустыни и возведена калужским строителем И.Зюзиным в 1802 году.

Казанская церковь сейчас находится на улице Подвойского, с предвоенных лет до настоящего времени в ней работает скульптурная фабрика.

2

Казанский девичий монастырь

Точная дата возникновения монастыря неизвестна, но монастырь издавна находился почти в центре Калуги, на берегу Оки (местность называлась Подол). Основан был в царствование Михаила Федоровича Романова не ранее 1626 года.

В XVII веке впервые был построен каменный собор во имя Иконы Казанской Божией Матери. В описи 1685 года эта церковь уже описана как каменная. В 1726 году церковь была перестроена двумя калужскими купцами. В то время церковь была квадратная и с одной главой. В 1827 году начинают возводить пристройки и колокольню. В начале XX века на месте церкви сооружен новый храм. Освещен он был 6 июля 1903 года.

Стиль здания церкви - византийский, с 5 куполами. Средний купол имел 11 аршин в диаметре.

Здание церкви сохранилось, но сейчас там находится Государственный архив Калужской области (ул.Кутузова).

2

Казанский женский монастырь

Основан при царе Михаиле Феодоровиче не ранее 1625 г. Несколько раз перестраивался - в 1685, 1726 гг. При игумений Мариамне Пальчиковой (1673-1680) обнесен каменной оградой. В 1680 г. к монастырю была приписана калужская церковь во имя свт. Алексия Московского, построенная царским дядей Никитой Ивановичем Романовым. Монастырь был третьеклассным со штатом 16 монахинь. В обители был старинный храм, на месте которого в нач. XX в. был сооружен величественный трехпрестольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, в византийском стиле, освященный 6 июля 1903 г. (В настоящее время в соборе размещается гос. архив.)

На момент закрытия монастыря в нем проживало 118 монахинь и послушниц. Ежегодно 8/21 июля - в день празднования Казанской иконы Божией Матери - совершался крестный ход. При обители существовал странноприимный дом. Управляла монастырем игумения. Историческое место монастыря, на котором сохранился только собор (ныне архив), до сих пор не передано Русской Православной Церкви.

Ныне монастырь расположен в здании бывшего Духовного училища, которое передано 3 авг. 1995 г., храм в честь свт. Гурия освящен 25 нояб. 1995 г. В этом же здании находятся православная гимназия и женское епархиальное училище.

2

Космодамианская церковь

Никольская церковь за лавками с приделом Косьмы и Дамиана в XVIII веке находилась на современной улице Кутузова. Раньше улица называлась Богоявленская. Церковь располагалась около кузниц, а святые Козьма и Демьян были покровителями кузнецов.

Никольская церковь или церковь св.Косьмы и Дамиана находится с тех пор на современной улице Суворова. Внешняя архитектура храма резко выделяется среди других церквей своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом. Храм высок и построен четырьмя связанными между собой полукружьями, увенчанными каждое главой. Пятая глава - посередине. Церковь отличается оригинальным планом постройки. По мнению искусствоведа М.В.Фехнера, "композиционный прием, близкий к творчеству знаменитого мастера русского барокко В.В.Растрелли, позволяет предполагать, что автором этой церкви был кто-то из его учеников".

Колокольня храма четырехъярусная, очень высокая, тонкая, стройная, постепенно суживающаяся. Колокольня соединена с храмом папертью.

Крестовыский монастырь

В древности на его месте стояла деревянная, а затем и каменная часовня. Она называлась "часовня на Боровской дороге". Рассказывают, что после большого Калужско пожара (1622 г.), истребившего город, в числе спасенных святынь был большой чтимый крест. При распределении святынь по церквам после пожара горожане решили поставить крест за городом на большой Московской дороге в часовне для ограждения этого лесистого места от частых тогда разбоев. Таким образом крест ведет свое существование с XVI в. Построенная часовня здесь стояла почти 200 лет."

Отставной полковник П.С.Чебышев, приехал в Калугу для лечения своего тяжкого недуга. 15 августа 1827 г. во сне увидел, что он совершенно выздоровел после поклонения Животворящему Кресту в какой-то неизвестной ему часовне. На одной из прогулок он заехал к Крестовской часовне и узнал в ней ту, которую видел во сне. В часовне он получил от Креста исцеление и в благодарность решил построить на месте часовни храм во имя Воздвижения. Сам он не успел осуществить эту идею, его намерение выполнила супруга в 1830 году.

Одно время эта церковь была кладбищенской, но в 90-е гг. XIX она была обращена в монастырь. Форма церкви как по внешнему так и по внутреннему виду была похожа на равносторонний крест.

Чудотворный крест помещался в южной стороне храма. Он под особым балдахоном, осмиконечный, с резным изображением Христа, в рост человеческий из цельного куска дерева; оконечность правой ноги повреждена богомольцами, которые отгрызали части для использования от зубной боли. На Спасителе сребропозолоченный венец, с сиянием, убранным стразами в сереб­ряной оправе (1861 г.) и жемчугом (256 зерен); полотно венца около лика осыпано в два ряда красными и белыми аквамаринами; вместо короны большой аметист, оправленный золотом; ажур в виде травы. На груди Спасителя цата с голубым яхонтом с надписью: "Iисусе, сыне Божий, помилуй мя".

2

Никольская церковь

Эта церковь стояла первоначально на городской площади. Перенесена на новое место и построена каменной в 1775-1779 гг. Она была построена на земле, предназначенной для выгона коз. У храма находится колокольня, в виде массивного столба увенчанного луковичнообразной большой главой. Ниже церкви было кладбище, которое с 1780 года уничтожено, а с 1824 года застроено домами.

Церковь находится сейчас на улице Николо-Козинская.

Почти все годы церковь оставалась действующей. Этим объясняется хорошо сохранившийся интерьер и настенные росписи. Многие калужане и поныне выбирают ее для отправления религиозных обрядов.

Николо-Слободская Церковь

Древняя деревянная Никольская церковь в Новой слободе построена была также переселенцами из села Спасского одновременно со Спас-Жировской. Каменная же, пятиглавая церковь построена в 1691 году.

Общим видом корпуса и своими размерами церковь напоминала древние сельские церкви. Например, главы у церкви были совершенно шарообразные.

Колокольня построена в 1800 г. и по сравнению с церковью была довольно высокой.

2

2

Одигитриевская церковь

Одигитриевская церковь во имя Смоленской иконы Богоматери. Эта церковь впервые упоминается в описи 1685 года. Там она называлась церковь Одигитрии "на песку с 4 колоколами". Каменная церковь построена в 1750-1751 гг. на том месте, где была деревянная. Сам храм имел 5 глав и основание в форме куба. По описанию Малинина из всех икон храма заслуживали особого внимания иконы: икона Одигитрии и Тихвинская икона.

Церковь не сохранилась до наших дней. В 30-е годы XX века она была перестроена в общежитие. Теперь жилой дом N28, который находится на углу улиц Баумана и Пушкина. Интересно, что церковь Одигитрии была приходом семьи К.Э.Циолковского, а священник этой церкви И.Сперанский - его другом.

2

 

2

 Петропавловская церковь

Первоначально церковь была не здесь, а около Георгиевской за лавками. В 1745 году Калужский посадский человек, вместо деревянного храма соорудил каменный. Он простоял на этом месте до 1780 года.

Новое место для храма было найдено в связи с образованием общего кладбища для Калуги, за северной чертой города. В 1781 году церковь Петра и Павла была освещена.

Сам храм каменный, одноглавый, сооружен в "Итальянском" стиле. Среди редких священных предметов выделяется Образ Богоматери "всех скорбящих радости". На этом образе по краям изображены святые, среди них изображен прав. Лаврентий Калужский и Калужский князь Симеон; глава последнего окружена нимбом.

С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ от 20.02.1995г. № 176).

Прихожанами особо почитаются: Боголюбская икона Божией Матери, образ Иннокентия Иркутского с частицей его мощей, список с чудотворной Калужской иконы Богоматери и икона с мощами святителя Иоанна Тобольского.

С 1996 г. при храме действует приходская воскресная школа. Клирики храма постоянно посещают колонию для несовершеннолетних.

2

 Церковь Покрова на рву

В описи 1626 года она называлась "Церковь Всемилостивейшаго Спаса да Покрова Святей Богородицы".

Существующая каменная церковь построена в 1687 году. Сам храм пятиглавый, одноэтажный. Его внешний вид часто страдал от пожаров, поэтому главы построены уже в XVIII столетии. Четыре боковые главы были поставлены на другое место на самые углы церковного корпуса. Особенностью церкви является и то что по северной и южной стороне расположены по три оконца, а не по два, как это обычно делалось в наших древних церквях. Рядом с церковью находится красивая восьмиугольная колокольня.

По данным на 1912 год в этом храме было много древних икон.

Покровской церкви принадлежала часовня, которая стояла на самом берегу рва. Она была построена в 1823 году. По преданию, здесь был большой курган, в котором погребены пострадавшие в эпоху самозванцев, вероятнее всего здесь было и кладбище Покровской церкви.

Под сводами ее бывали Г.Р.Державин, И.Д. Ясныгин,  И.И.Гиппенрейтер (управляющий "Калужской госпиталью"), Д.М. и С.Д.Полторацкие и другие.

До наших дней эта часовня не сохранилась, но сохранилась Покровская церковь. Сейчас церковь находится на ул.Марата. Она 50 лет служила инкубатором, а в 1989 году передана Калужскому отделению Всероссийского музыкального общества.

2

Церковь Покровская под горой

По описи 1626 г., она показана в старом остроге, деревянною. Затем она становится каменной. Только в 1889 году она была разобрана и заменена новой, поставленной немного выше прежней.

Храм был одноглавый, небольшой. В церкви было несколько икон среди которых выделялись: Икона Покрова пр.Богородицы, икона Воздвижения, икона Гурия, Самона и Авива, которая особо чтилась невестами и другие.

До наших дней эта церковь не сохранилась.

2

Церковь Владимира Равноапостольного при доме трудолюбия

Сейчас данная церковь не действует, а находится на улице Чебышева, 6.

2

Церковь Рождества Богородицы

Строительство храма началось в 1680г., а освящен он был в 1691г. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Второй престол устроен в пределе. Указ о строительстве предела выдан в июне 1734 г. Престол освящен во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

В последние годы, после настила деревянных полов, храм стал излюбленным местом для крещения детей калужан. С 1994 года при храме действует воскресная школа. В настоящее время в воскресной школе обучаются дети с 5-летнего возраста до 16-летнего.

2

 

2

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Каменный храм возведен прихожанами в 1685 г. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь в честь Рождества Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1649 г. к Богородицерождественскому приходу присоединились жители Никитской слободы. Они были переселены в разоренную в Смутное время Калугу по указу Царского дяди Ивана Никитича Романова из торгового с. Спасского (ныне Киевка). По желанию новых прихожан, в память о храме с. Спасского придел святителя Николая был заменен приделом великомученика Никиты, почему и храм именуется Никитским. После пожара 1754 г. храм был отстроен заново в 1755 г. В 1820 г. к нему был пристроен другой придел во имя святителя Иоанна Златоуста.

Храм имел массивный четверик с пучками декоративных полуколонн по углам, с наличниками, широким карнизом и ритмично повторяющимися ложными закомарами. По обеим сторонам алтаря, при боковых входах устроены галереи из колоннад, по десяти колонн в каждой. Колокольня была восьмигранная, четырехъярусная. Никитский храм является памятником архитектуры и градостроительства местного значения (решение Калужского облисполкома № 35 от 4 апреля 1991 г.).

С момента образования самостоятельной Калужской епархии и до завершения строительства Свято-Троицкого кафедрального собора с 1799 г. по 1819 г. в этом храме размещалась кафедра правящих Калужских архиереев. В храме почитались несколько древних икон, в том числе и образ великомученика Никиты (XVII в.).

Храм был закрыт в 20-е гг. XX в. Первоначально он использовался военным ведомством под склад. В марте 1929 г. по предложению фракции ВКП(б) городского совета были снесены верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудован. С 1939 г. в храме размещается кинотеатр «Пионер». В 90-х гг. XX в. наряду с кинотеатром здесь размещались коммерческие структуры.

Увидеть здание церкви можно по адресу Ленина, 106.

 Спасо-Слободская Церковь

В просторечии ее называли Спас на Жировке. Первоначально она была деревянная и перенесена на свое место из села Спасского Нового не ранее 1649 г.

Наружный вид храма резко отличался от других церквей.

Сама церковь представляла собой два куба, поставленных один на другой. К сожалению, увидеть эту церковь можно только на старых фотографиях, так как она была разобрана в 1932 году, вместо нее построена Детская больница на углу ул.Салтыкова-Щедрина.

2

 Преображенская церковь за верхом (Спаса за верхом)

Этот храм в начале XVII в. стоял в городе, то есть в крепости. "Вероятно, это та самая церковь, про которую в описи 1626 года сказано: храм Преображение Спасово "пуст, строенья нет ничего"

Однако, в описи 1685 года этого храма уже нет, но появился другой "Спаса на глубоком". Стоит он уже на другом месте, там где и сейчас. Церковь стоит на самом въезде в Калугу. Ее построили на старой Смоленской дороге.

Сам каменный храм был построен в 1700 году. Рядом с ним построена колокольня в 1776-1778 гг. Церковь имеет пять глав луковичной формы. В церкви было много старинных икон. Среди них особо выделялись иконы святого Василия и святой Параскевы Пятницы, икона святого Иоанна Воина.

Современных сведений о церкви мало. Находится она по адресу ул. Смоленская, 8.

 

2

 Рождественская церковь на Козинке

Храм не всегда был на этом месте. Раньше он находился около Церкви Покрова "под горой". Перенесена она была в 1797 году.

С 1834 года возводились новые пристройки и была построена новая колокольня.

В храме была живопись на апокалипсические сюжеты, "каковые очень редки в калужских церквях". Из икон выделяется икона Рождества Христова с сопутствующими событиями.

Сейчас церковь Рождества Христова расположена на ул. Ф.Энгельса.

2

2

2

Троицкая церковь (Кафедральный Троицкий собор)

Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г. В этой церкви был похоронен Тушинский вор. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 году и второй был выстроен боярином Романовым. Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый каменный. Через сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение теперешнего собора.

Но работы были остановлены до 1804 года. А в 1808 г. работы подходили к концу и собор был окончен в 1811 году. Такая задержка в строении была из-за купола. Губернский архитекто Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 аршина в диаметре без всякий побочных укреплений.

Внутри храма, близ южных дверей, погребены 3 калужские епископа: Евлампий (+ 1813 г), Николай (+ 1851 г.) и Григорий (+ 1881 г.).

Троицкий собор имеет два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери и Калужской иконы Божьей Матери.

В Соборе имеется Царское место, с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны.

До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер-офицера Азовского пехотного полка С.А.Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года.

 Многие калужане были вкладчиками: Гончаровы, Небольсины, Черновы. С 1819 года шли часы на колокольне, привезенные Черновым из Англии.

роицкий собор был освещен Калужским архиепископом в 1815 году и посвящен победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Вся постройка обошлась в 200000 рублей. 

В 1926 году Собор был закрыт; в нем пытались устроить кинотеатр, театр, обсерваторию, зоопарк. С 1929 года был устроен Дом обороны. В 1941 году здание горело. В 1950 году в соборе был оборудован спортзал, просуществовавший до 1992 года.

 Ныне Калужский кафедральный собор снова является главным среди всех церквей города и области: в 1999 году он вновь освящен в честь 200-летия Калужской Епархии Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем Вторым.

Кафедральный Троицкий собор - самое крупное культовое здание в Калужской губернии. К повторному освящению собора он был расписан заново - все фасады и интерьер. Автор росписи - отец Александр (Казин).

2

Успенская церковь "за верхом"

Находится она на правой стороне Березуйского оврага. По данным Малинина первый раз упоминается как деревянная с 6 колоколами в описи 1685 года. В 1754 года начато строение каменной церкви и освящена она была 4 мая 1762 года. В последующие годы достраивалась и перестраивалась. Сам храм имеет 5 глав, причем форма их луковичнообразная.

Среди икон почитались две: св.пр.Аввакума, "на которой повешен привесок в виде сердца с надписью: "сие сердце принесено в дар за исцеление";" к этой иконе приходили из простого народа летом с младенцами и молились об исцелении от "младенческой болезни" и икона Корсунской Божией Матери.

В пристройке к храму помещалась церковноприходская школа на 50 учеников.

Здание церкви сохранилось и до наших дней. Сейчас там работает научно-реставрационная производственная мастерская (ул.Плеханова).

 

В оформлении статьи были использованы фотографии с сайта www.gorod.kaluga.ru

Первая часть статьи