Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.
В 1868 году семья Циолковских переехала в Вятку. В 12 лет Константин поступил в гимназию, но учеба ему не давалась, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому через два года умерла мать Циолковского, что еще больше замкнуло мальчика в самом себе. И спустя 3 года после поступления его отчислили из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он начал заниматься образованием самостоятельно. Единственными друзьями мальчика становились книги. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделили его знаниями и никогда не делали ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщился к техническому и научному творчеству. И вот уже в 1873 году для отца стали очевидными способности сына, и он решил послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучал химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию. Затем Циолковский в возрасте 19 лет возвратился в Вятку, с большим багажом знаний и технических идей. Именно с этого момента можно отсчитывать начало увлечения Циолковского аэродинамикой.
Спустя 18 лет, семья Циолковских возвратилась в Рязань, где через год Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда. Вскоре Константин Циолковский сдавал экзамены на звание учителя уездной школы и переехал в Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. В том же году Циолковский женился на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начала жить отдельно, и молодой ученый продолжал физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкали электрические молнии, гремели громы, звенели колокольчики, плясали бумажные куколки.
В это же время Циолковский самостоятельно разрабатывал кинетическую теорию газов и отправляет рукопись в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого основанное Менделеевым. И вскоре он получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества. Циолковский все больше приобщался к науке и технике, окончательно выбрав для себя аэродинамику, как дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинал с попыток создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удалось довести дело до реализации проекта. В 1891 году в трудах Общества любителей естествознания публиковалась статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".
«В 1892 году я переехал в Калугу. Мои научные работы продолжались», - писал ученый в своей автобиографии. Как давно это было. Пожелтевшие газеты и архивные документы, сохранившиеся фотографии и старые открытки помогают воскресить то время, когда по улицам, площадям Калуги ходил великий мечтатель, когда в тишине старинных парков и скверов обдумывал он свои дерзновенные планы освоения Вселенной.
В феврале 1892 года «в видах пользы службы» Циолковский был переведен из Боровска в Калужское уездное училище. Преодолев на санях стокилометровый путь, Константин Эдуардович с женой и детьми, въехал в Калугу через Московские ворота, далее по Московской улице в район Завершья, где друзья по Боровску Еремеевы нашли им квартиру на тихой Георгиевской улице. Церковь Георгия за верхом, двухэтажное сооружение с шатровой трехъярусной колокольней, украшенной многочисленными прямоугольными и круглыми окошками, была построена на рубеже XVII и XVIII вв. и является ценнейшим памятником архитектуры. В приходе этой церкви на Георгиевской улице семья Циолковских жила в течение 10 лет. В Георгиевской церкви они крестили своих детей: сына Леонтия (1892 г.) и дочерей Марию (1894 г.) и Анну (1897 г.).
Первой квартирой ученого в Калуге стал дом № 19, на Пушкинской улице, где он жил с февраля 1892 по июль 1893 года. В этом доме Константин Эдуардович испытал радость при получении изданной в Москве первой части труда «Аэростат металлический управляемый» и, по его признанию, получив эту брошюру, «чувствовал себя на седьмом небе». Здесь он продолжал работать над второй частью, заканчивал сочинение «Грезы о Земле и Небе и эффекты всемирного тяготения», готовит к изданию научно-фантастическую повесть «На Луне».
С сентября 1893 по март 1902 года Циолковские жили в доме № 16, принадлежащем Е. А. Сперанской. В этот период ученый проводил эксперименты по изучению сопротивления воздуха, им были разработаны конструкции самолета, основана схема моноплана со свободно несущим крылом, математическими расчетами доказана возможность осуществления космического полета с помощью реактивного летательного аппарата. Вспоминая это время, ученый писал: “В первые годы жизни в Калуге я производил много опытов по сопротивлению воздуха и воды. Приборы устраивал сам - сначала маленькие, потом такие большие, что они занимали почти всю залу в моей квартире..”.
По утрам Циолковский спешил на работу. Маршрут его лежал по улице Георгиевской к Березуйскому оврагу. Чтобы его преодолеть, когда-то в этом месте существовал «Чортов мостик», запечатленный на старых фотографиях. Пройдя нему, он шел на Воскресенскую улицу, где в доме № 12, на первом этаже размещалось Калужское уездное училище, в котором Константин Эдуардович преподавал с середины февраля 1892 по 1 августа 1900 года. В марте 1897 года ему предложили замещать уроки арифметики и геометрии в Калужском казенном реальном училище, расположенном неподалеку, в Воскресенском переулке. Работал он в нем недолго. “Там были недовольны тем, что у меня не вышло ни одной годовой двойки”, - вспоминал впоследствии ученый.
В Черновском переулке (сейчас ул. Вилонова, дом № 11, Калужский колледж железнодорожного транспорта) в 1878 году открылось железнодорожное техническое училище, готовящее техников для железнодорожной службы. Училище имело мастерские, где в 1896 году преподаватель этого училища Дмитрий Иванович Литвинов помогал Циолковскому точить болванки для моделей дирижабля. Двадцатью годами позднее, когда в Калуге стали проводиться работы по постройке сконструированного Циолковским дирижабля, ученый получит разрешение пользоваться мастерской училища. Здесь будут выточены деревянные гофрировочные валы, здесь Константин Эдуардович будет заниматься изучением методов гофрирования листов оболочки, сюда по распоряжению Калужского губсовнархоза будут доставлены материалы с местных предприятий, необходимые для его работы.
Продолжая работать в уездном училище, в феврале 1899 года Циолковский преподавал физику в Калужском епархиальном женском училище, расположенном на Богоявленской улице (сейчас ул. Кутузова, дом № 22). «Физический кабинет в епархиальном училище был полуразрушен. Мне приходилось, что можно поправлять. Кроме того, много приборов я сделал сам…», - писал позднее ученый. В этом училище он проработал до 1 июля 1918 года, когда оно было закрыто, штат преподавателей был распущен, уведомление об увольнении получил и Константин Эдуардович. По прошествии 14 лет фабрично-заводской семилетней школе № 2, занимавшей здание бывшего епархиального училища, 16 октября 1932 года Постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР было присвоено его имя. Сейчас здание занимает школа-гимназия № 9, в стенах которой в присутствии С. П. Королева, В. П. Глушко и других выдающихся деятелей отечественной науки был открыт школьный музей ученого.
В 1916 - 1917 учебном году Циолковский совмещал работу в епархиальном училище с преподаванием математики в Калужском Романовском высшем начальном училище, располагавшемся на улице Никольской (ул. Луначарского, дом № 1). С 1 ноября 1918 года Константин Эдуардович работал учителем Единой Трудовой Советской школы 2-й ступени, где в течение трех лет он преподавал физику, математику, химию и астрономию. Школа размещалась в здании, расположенном на Пушкинской улице (ул. Академика Королева, дом № 14), а затем была переведена в здание Ковригинской богадельни, где занятия проводились два года. Сейчас это здание занимает средняя школа № 6 г. Калуги.
Почти 30 лет Циолковский преподавал в различных учебных заведениях Калуги, отдав 40 лет жизни просвещению. Выступая 9 сентября 1932 года на юбилейном заседании в Калуге, он сказал «...я проработал сорок лет учителем, я считаю это несомненной заслугой».
Все дети Константина Эдуардовича учились в средних школах. Три дочери кончили гимназию... мальчики учились особенно хорошо, кроме больного от рождения Вани. Он все же прошел бухгалтерские курсы», - писал ученый в автобиографии. И сегодня на улице Дзержинского (бывшая Шевыревская) обращает на себя внимание дом № 49, которое занимает школа-гимназия № 5. До революции здесь размещалась Казенная женская гимназия, ученицами которой были и две дочери ученого, Любовь и Мария. 2 декабря 1917 года в этом здании был открыт Народный университет, перед его слушателями с лекциями выступал Константин Эдуардович.
Здание бывшей Николаевской мужской гимназии, расположенное на бывшей Никитской улице (ул. Ленина, дом № 83), производит впечатление своей монументальностью. Оно построено в 1782 году, а спустя четыре года в нем открылось главное народное училище, преобразованное в 1804 году в Николаевскую мужскую гимназию, просуществовавшую до 1917 года. Одним из её выпускников в 1902 году был старший сын Циолковского - Игнатий, поступивший затем в Московский университет. Последним директором гимназии был статский советник Сергей Васильевич Щербаков (1859- 1932). До переезда в Калугу он служил в Нижнем Новгороде, где заочно и познакомился с Циолковским, а с переездом в Калугу он стал большим другом ученого. Современникам не раз приходилось видеть, как два человека пожилого возраста - один в крылатке и котелке, а другой в форме ведомства народного просвещения - горячо и громко о чем-то спорили, стоя посреди проезжей части дороги, чертя доказательства зонтиком на песке. Это были собственной персоной Константин Эдуардович и его превосходительство директор гимназии Щербаков.
С февраля 1921 до конца 1922 года в здании гимназии был открыт Театр революционной сатиры (Теревсат). Здесь 10 сентября 1921 года Циолковский выступил с лекцией «Краткий обзор современного состояния воздухоплавания на Западе», сбор от которой поступил в пользу голодающих Поволжья. В настоящее время здание занимает Калужский Государственный Педагогический Университет, носящий имя К. Э. Циолковского.
На улице Кирова на месте дома № 20 прежде находилось здание частной женской гимназии М. И. Шалаевой, которую окончила младшая дочь ученого Анна. Здесь после 1918 года размещалась 4-я Единая Трудовая Советская школа, где 6 ноября 1934 года также состоялось выступление Циолковского с лекцией.
С лекциями и докладами ученый в разные годы выступал в Калуге в различных аудиториях. Первое публичное выступление его перед калужанами состоялось 27 марта 1914 года в здании Частного реального училища Ф. М. Шахмагонова на бывшей Богоявленской улице (ул. Кутузова, дом № 18) и было организовано Калужским обществом изучения природы местного края. В своей лекции ученый перечислил преимущества своего аэростата – несгораемость, непроницаемость оболочки для газов, гигроскопичность металла, дешевизну и крепость металла. Калужской публике также были продемонстрированы «...многочисленные снимки с моделей, разных их частей и приспособлений».
На противоположной стороне от училища Шахмагонова в доме № 19 по улице Богоявленской (ул. Кутузова, дом № 19) на втором этаже жила семья старшего врача Сызрано-Вяземской железной дороги Владимира Ивановича Земблинова, в гостях у которого и дома, и на даче в бору часто бывал Константин Эдуардович. Доктор Земблинов оказал содействие в организации рассмотрения инженерным составом Сызрано-Вяземской железной дороги вопроса о металлическом дирижабле Циолковского, что отметил ученый с благодарностью в своих брошюрах «Простое учение о воздушном корабле и его построении» (1904 г.), «Защита аэронавта» (1911 г.).
К числу тех, кто всегда относился с большим уважением к Циолковскому и его трудам, были начальник службы движения Н. К. Лебедев, его старший сын В. Н. Лебедев, семья губернского архитектора Б. А. Савицкого, семья генерала Л. В. Чижевского, семья купца- миллионера Н. В. Теренина.
Почти все прижизненные издания К.Э. Циолковского были напечатаны в типографиях Калуги. Колоритным памятником архитектуры начала XIX в. в форме полуротонды с колоннами является дом на углу улиц Дарвина и Гостинорядского переулка. В нем со 2-й половины Х1Х века размещалась сначала типография Михайлова, а потом - Е. Г. Архангельской, где в 1911 году была напечатана работа «Защита аэронавта». В типографии С. А. Семенова, находившейся в Никитском переулке (ул. Карпова, дом № 26) были изданы работы: «Второе начало термодинамики», «Нирвана», «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1914), «Таблица дирижабля из волнистого металла» и другие. Большинство же трудов Циолковского было отпечатано в Типографии губернского правления, позднее в 1-й Государственной типолитографии, 1-й Гостипографии ГСНХ, располагавшейся в Присутственных местах (пл. Старый Торг, дом № 5). Здесь были изданы «Монизм Вселенной», «Общечеловеческая азбука, правописание и язык», «Космическая ракета. Опытная подготовка», «Будущее Земли и человечества», «Современное состояние Земли», «Ракета в космическое пространство», «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926), «Цели звездоплавания» и многие другие.
На разветвлении улиц Ленина и Московской стоит дом, в котором с 1891 по 1917 годы размещалась Калужская городская общественная библиотека, читателем которой был и К.Э. Циолковский. В эту библиотеку, а также частную библиотеку Мясникова сдавались брошюры ученого. Брошюры Циолковского, выставленные для продажи, можно было видеть в витрине большого аптекарского магазина, расположенного в Никитском переулке (ул. Карпова, дом № 23). Владелец аптеки Павел Павлович Каннинг (1877 - 1919), познакомившись с Циолковским, увлекся его идеями и изобретениями и бескорыстно помогал ученому во всем: в издании трудов, чтении лекций, строительстве лодки-самоходки по проекту Циолковского. Он сопровождал Циолковского в Петербург на 3-й Всероссийский воздухоплавательный съезд, где по просьбе ученого прочитал его доклад о цельнометаллическом дирижабле. Хозяин квартиры был прекрасным музыкантом, здесь часто звучала органная музыка, и ученый, бывая здесь, слушал музыку, отдыхал. В квартире Каннинга в июле 1904 года проходили заседания с участием 14 калужских инженеров, перед которыми со своим докладом о цельнометаллическом дирижабле выступал сам Константин Эдуардович. Обсудив проект, они обратились через московскую газету “Курьер” к общественности с призывом о постройке первого воздушного корабля.
Там, где сегодня сходятся улицы Луначарского и Салтыкова-Щедрина, слева на углу находилась церковь Спаса на Жировке, напротив которой стоял деревянный дом с верандой и большим садом. Здесь жил Василий Иванович Ассонов (1842 - 1918), податной инспектор, председатель Калужской Ученой Архивной комиссии, известный краевед. Прекрасно образованный, он любил и понимал науку, он стал ученому другом, сыгравшим большую роль в издании и распространении его трудов. Константин Эдуардович часто бывал в доме Ассоновых, в гостиной этого дома в 1894 году за круглым столом, при свете керосиновой лампы, состоялось первое чтение отрывков из рукописи "Грезы о Земле и Небе..."». После издания второй части труда Циолковского «Аэростат металлический управляемый» В. И. Ассонов решил сделать попытку обратить на Константина Эдуардовича внимание высших сфер, послать изданные работы ученого министру народного просвещения графу Делянову. Сделать это было не просто, но через его знакомых, все выше и выше, книжка дошла до предводителя калужского дворянства Яновского. Он принял Ассонова, выслушал его и направил книжку министру.
Большинство своих брошюр Константин Эдуардович распространял сам, даря их своим знакомым или посылая своим многочисленным корреспондентам. Ученый многократно посещал здание почтово-телеграфной конторы (пл. Старый Торг, дом № 7). На 2- этаже в 30-е годы здесь располагался радиоузел, где в конце апреля 1935 года состоялась запись на шорингофон выступления Циолковского, переданное 1 мая 1935 года по Всесоюзному радио в репортаже о первомайской демонстрации на Красной площади. Это было знаменитое выступление ученого, в котором прозвучали его пророческие слова: "Теперь, товарищи, я точно уверен в том, что и моя другая мечта - межпланетные путешествия, - мною теоретически обоснованная, превратится в действительность".
Свой жизненный путь Костантин Эдуардович закончил на 78 году жизни 19 сентября 1935 года.
В этом доме с 1892 г. по 1893 г. жил и работал К.Э. Циолковский (ул. Георгиевская, 19) |
В этом доме с 1893 г. по 1902 г. жил и работал К.Э. Циолковский (ул. Георгиевская, 16) |
Дом-Музей К.Э. Циолковского, в этом доме с 1904 г. по 1933 г. жил и работал К.Э. Циолковский (ул. Циолковского, 79) |
Средняя школа №6 г. Калуги, в этой школе с 1918 г. по 1921 г. преподавал К.Э. Циолковский (ул. Королева, 14) |
Гос. Музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского 1961-1967 гг. (ул. Королева, 2) |
Калужский Государственный Педагогический Университет им. К.Э. Циолковского (ул. Ленина, 83) |
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии