Святые новомученики Калуги. Часть 1

Мученик - это человек, который претерпел страдания и смерть за имя Христово, за Православную веру, за отказ служению идолам, различным религиозным и атеистическо-идеологическим течениям. У каждого православного верующего человека нет сомнения в том, что святые мученики могут слышать наши молитвы, знать наши нужды и исполнять наши просьбы. Православные люди, совершая молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых угодников Божиих, которые, находясь у Престола Божия, своими посредническими молитвами, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих и по воле же Господней благодатно и благотворно действуют на них.

Об этом святой Кирилл Иерусалимский в изъяснении Божественной Литургии пишет так: "Поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше" . А святитель Василий Великий говорит: "… жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравие просит. С мучениками да бывают прошения ваши".

В новом Завете мысль о почитании святых еще яснее. Спаситель, Иисус Христос, говорит апостолам: "вы друзи Мои есте". "Иже вас приемлет, Мене приемлет: иже приемлет Мене, приемлет Пославшего Мя" [Мф. 10,40].

Святые мученики чудодействуют тем или иным образом: по молитвам; прикосновением к останкам (мощам) их или к святому образу (иконе). Вот пример чудодействия святых мощей великомученика Пантелеимона: "Летом 1996 года в Москве находились, привезенные с Афона мощи святого Великомученика, и тогда же со мной, - пишет Дмитрий Милешин ,- случилось… чудо … я получил исцеление от мучивших меня сильных болей фактически сразу, как я согласился с мыслью съездить в Елоховский Кафедральный собор и приложиться к главе святого Пантелеимона. После этого я с легкостью, ни разу даже не присев, отстоял в очереди всю ночь (в общей сложности около 11 часов, хотя перед этим несколько дней почти не спал из-за боли) и сподобился прикоснуться к целительным мощам".

А вот пример того, какое огромное значение для людей имеет пребывание мощей святых мучеников в их селениях. Святой Патриарх Кирилл (V век) возмечтал исполнить намерение своего предшественника и освятить местность, чтобы изгнать из нее злые силы. Он горячо молился о том, чтобы Бог помог ему исполнить это. И было ему видение - явился Ангел Господень и повелел перенести мощи святых мучеников Кира и Иоанна в египетское село Мануфин, на место где было языческое "капище", которое считалось неблагостным местом. Патриарх не только перенёс мощи, но и основал в Мануфине православный храм во имя святых мучеников Кира и Иоанна. Там стали совершаться чудеса и исцеления больных .

Множество святых мучеников было явлено миру в первые столетия христианства при гонении на Церковь Христову (I - IV вв.). В России, с момента ее крещения святым равноапостольным великим князем Владимиром в 988 году, Православная Церковь просияла, в основном, подвигами святых угодников: святителей, преподобных и праведных. Мучеников за эти годы было явлено значительно меньше. Православные верующие из города Калуги и области знают о преподобномученике Кукше, который в наших краях в ХII веке "… бесов прогнал, и Вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро изсушил, и много других чудес сотворил" . Здесь же, на Калужской земле, по преданию, он и ученик его приняли мученическую смерть от рук язычников.

И только ХХ век стал для России эпохой мучеников и исповедников. В списке множества святых новомучеников и исповедников есть имена людей, пострадавших за веру во Иисуса Христа и Бога нашего, жизнь и служение которых связана с Калужской землей. На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве в августе 2000 года к лику святых мучеников причислены :

  1. Священномученик Павлин (Крошечкин, 1879 - 1937гг.) - архиепископ Могилевский.

    Петр Кузмич Крошечкин родился в 1879 году в Мокшанском уезде Пензенской губернии. В 1895 году по благословению своей матери поступил в монастырь. В начале ХХ века Петр Кузмич был пострижен в монахи с именем Павлин, а в 1921 году был рукоположен во епископа Рыльского на Курскую кафедру.

    Владыка Павлин в декабре 1930 года был назначен епископом Калужским и Боровским временно управляющим Калужской епархией, а до этого он занимал Полоцкую кафедру, где активную проповедническую деятельность, за что и был арестован. В г. Калуге проработал до 22 июня 1933 года. Служил епископ в г. Калуге, в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

    24 октября 1936 года, будучи архиепископом Могилевским, был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и заключен в Могилевскую тюрьму, откуда был переправлен в Минскую тюрьму. Архиепископ Павлин был осужден и конвоирован в дальние края, откуда не вернулся [6, 7].

  2. Священномученик Августин (Беляев, 1886 - 1937гг.) - архиепископ Калужский и Боровский.

    Александр Александрович Беляев родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей. Александр был самым младшим. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем.

    По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1911 году и был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал преподавать и в мужском учебном заведении Пензы.

    После смерти жены Александр Александрович прошел путь от священника до епископа. Не раз арестовывался, был в ссылке, сидел в тюрьме.

    По окончании срока заключения в концлагере (недалеко от станции Лодейное Поле Ленинградской области), в 1934 году преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским. Служил епископ в Калуге, в храме великомученика и Победоносца Георгия.

    2 апреля 1936 года преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа. А осенью 1937 года среди духовенства, верующих и жителей Калуги начались аресты. В осеннюю ночь владыка был арестован. После ареста владыка был сразу допрошен. И затем допросы продолжались весь месяц.

    19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина к расстрелу.

    21 ноября 1937 года его дочь Нину вызвали в НКВД и стали спрашивать, кто бывал у владыки, и, добиваясь ответов, угрожали арестом. Следователи предполагали страданиями дочери сломить волю архипастыря и заставить его оговорить себя. Допрос длился долго, но не к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоящий в углу посох владыки, следователь сказал: "Возьмите его, он ему больше не понадобится". Затем подписал пропуск Нине на выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с владыкой, следователь ответил: "Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите". На следующий день Нина принесла владыке в тюрьму чистое белье, а ночью приговор был приведен в исполнение [8, 9].

  3. Преподобномученик Исаакий Оптинский (Бобриков, 1865 - 1938гг.) -архимандрит, последний настоятель старой Оптиной Пустыни.

    Родился архимандрит Исаакий ( в миру Иван Николаевич Бобриков) в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии, в крестьянской семье. Родители его были благочестивыми и глубоко верующими людьми. Иван в 1884 году поступил в Оптину Пустынь еще при жизни преподобного старца Амвросия.

    Архимандрит Исаакий Второй принял обитель под свое управление после кончины настоятеля архимандрита Ксенофонта (+ 30 августа 1914 года). На его долю досталось самое тяжелое в истории Оптиной время - Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и затем гонения на Церковь.

    Архимандрит Исаакий вместе с братией испытал все те скорби, которые обрушили на них враги Православной веры и Церкви. Он переносил их с мужеством непоколебимого в вере монаха. Не отступая ни на шаг, не прячась от гонителей, он показывал пример исповедничества. После "разгона" монастырь продолжал сокровенно жить в Козельске и его окрестностях. В то время оптинские монахи, шамординские монахини на все брали у него благословение. Когда власти, грозя ему смертью, предложили куда-нибудь уехать, отец Исаакий ответил: "От креста своего не побегу".

    Он несколько раз был арестован, получал злобные предупреждения и, наконец, приобщенный к фальшивому делу о контрреволюционной деятельности подпольного монастыря в городе Белев, был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Тульской области 30 декабря 1937 года. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года, в день Собора Пресвятой Богородицы. Расстрелянного вместе с другими мучениками, его тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе .

  4. Преподобноисповедник Никон (Беляев, 1888-1931гг.) - иеромонах, последний духовник старой Оптиной Пустыни.

    Беляев Николай Митрофанович родился 26 сентября 1888 года в московской купеческой семье. По окончании гимназии он поступил в Московский университет, но на первом году учебы у него появилось желание поступить в монастырь. О своем намерении он рассказал священнику Петру Сахарову, своему законоучителю по гимназии. Тот направил его к епископу Трифону (Туркестанову). Это было перед Великим постом 1907 года в Неделю о блудном сыне. При встрече присутствовала мать Николая, Вера Лаврентьевна. Владыка сказал ей о сыновьях, возжелавших поступить в монастырь следующее: "Не беспокойтесь, они увидят там только хорошее, и это останется у них на всю жизнь".

    Вечером 23 февраля Николай выехал в Оптину, "не имея о ней, - как сам он писал, - ни малейшего представления. Недели за две до того я не знал, что Оптина существует". В день обретения главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля) он впервые приехал в монастырь. По благословению скитоначальника ему пришлось еще восемь месяцев пробыть в миру. А 7 декабря, в день памяти Амвросия Медиоланского, когда именинником бывал старец Амвросий, скитоначальник архимандрит Варсонофий благословил его переезжать в Оптину Пустынь.

    Николай, назначенный письмоводителем старца Варсонофия, стал самым близким его учеником и сотаинником. 24 мая 1915 года Николай был пострижен в мантию и наречен Никоном, в честь мученика Никона, 10 апреля 1916 года он был хиротонисан во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года - в иеромонаха. После закрытия Оптиной трудился в созданной на территории монастыря сельскохозяйственной артели и заведующим музеем. Осенью 1919 года был первый раз арестован, но вскоре освобожден.

    9 марта 1922 года скончался скитоначальник схиигумен Феодосий, 30 июля 1922 года скончался иеросхимонах Анатолий (Потапов), зимой же этого года был арестован старец Нектарий, который благословил своих духовных детей обращаться к иеромонаху Никону. Так отцу Никону пришлось возглавить скит уже во время гонений, принимая на исповедь народ, продолжавший по-прежнему ездить в Оптину за духовным окормлением.

    По доносу отец Никон был арестован 16 июня 1927 года и заключен в тюрьму в г. Калуге. В октябре 1927 года из секретного отдела ОГПУ Москвы пришло заключение: "Перечисленные лица … указанной выше контрреволюционной группировки прямо и косвенно вели контрреволюционную деятельность и агитацию, прикрывая ее религиозными убеждениями, и тем самым развращали психологию окружающего крестьянского населения, вызывая у крестьян недовольство советской властью".

    19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Никона к трем годам заключения в концлагерь. Он был отправлен в Соловецкий концлагерь, но пока он был доставлен на берега Белого моря, навигация на Соловки закрылась, и отец Никон был оставлен в концлагере Кеми. По окончании срока заключения он был отправлен в ссылку в Архангельскую область, затем в г. Пинегу, где у него усилился, полученный в концлагере туберкулез. Больной, умирающий старец был перевезен в соседнюю деревню, где Господь даровал ему после принятия Святых Таин кончину праведника. Иеромонах Никон (Беляев) скончался в 22 часа 40 мин 8 июля 1931 года. Отец Никон был погребен на кладбище села Валдокурье под г. Пинегой. Могила не найдена [8, 13].

  5. Преподобноисповедник Георгий (Лавров, 1868-1932гг.) - архимандрит, настоятель Мещовского монастыря с 1915 по 1918 годы.

    Лавров Герасим Дмитриевич родился 28 февраля 1868 (1867?) года в Елецком узде Орловской губернии, в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. Однажды, когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на Богомолье в Оптину пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь. Но только с 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной пустыни, где в 1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеромонаха. С 1915-го по 1918-й годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске Калужской губернии.

    После закрытия монастыря в декабре 1918 года батюшка был обвинён в "тайном заговоре" и "хранении оружия". Из Мещовской тюрьмы батюшку вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму Москвы. Пока производилось дознание, в 1919 году вышла амнистия, и расстрел был заменён пятью годами заключения.

    В Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). Из тюрьмы отец Георгий был взят "на поруки" будущим священномучеником Владыкой Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность проживания и служения в возглавляемом им Свято-Даниловом монастыре.

    В мае 1928 года батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинён в том, что "играл роль старца в черносотенном монастыре, вёл антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента".

    Батюшку приговорили к трём годам ссылки в посёлок Кара-Тюбе Уральской области (ныне Казахстан). Там он жил в тяжёлых условиях, но утешался совершением Литургии в своей хижинке. В ссылке батюшка заболел раком гортани.

    После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде. С трудом удалось духовным чадам найти для него комнатку. 21 июня (4 июля н. ст.) 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался и был погребён на местном Бугровском кладбище.

    В октябре 2000 года были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Свято-Данилов монастырь в Москве.