"Плохие" управляющие компании "огребут" по полной

Совет управляющих компаний ещё совсем молодой, недавно он провёл своё первое заседание. И сразу же был поднят довольно злободневный вопрос - уборка и окос междворовых территорий, которые являются "ничьими". То, что убирать и косить надо, сомнений не вызывает. Но встаёт закономерный вопрос, а за чей счёт будет "банкет"? Городу не хватит ресурсов взвалить на себя ещё и эту проблему, а управляющие компании за спасибо работать не хотят, что вполне логично. 

Вопрос довольно острый, но к консенсусу всё-таки пришли. Уборка и окос междворовых территорий, не относящихся к управляющим компаниям, будут субсидироваться из бюджета. Для этого придётся разработать соответствующую правовую документацию, заложить средства в бюджет и заключить соглашения с управляющими компаниями. 

Городской голова Дмитрий Разумовский идею поддержал. 

"Но для меня самое главное, чтобы не просто распределили и навязали коллегам содержание этих территорий. Такого быть точно не должно. Обязательно в рамках правового поля. Задача – чтобы за каждым клочком нашего города был закреплен ответственный," - подчеркнул Дмитрий Олегович.

Озвучивалось, что управляющие компании могут получить ещё один весомый стимул - более высокий тариф на уборку придомовых территорий. Городской Голова согласился, что сейчас он не стимулирует работать хорошо. Но Разумовский отметил, что цена должна быть адекватна качеству. 

"И население в конечном итоге, видимо, чуть больше будет платить. Но, при условии, что будет качество", - резюмировал он.

А вот с качеством, в большинстве своём, у управляющих компаний пока всё довольно печально. Положительные эмоции и теплота в душе при словосочетании "управляющая компания" - редкое исключение среди калужан. Чаще всего реакция проявляется в форме тяжелого вздоха, раздражения, иногда - дергающегося глаза. По результатам опроса на нашем портале в январе этого года, работой управляющих компаний довольны только 24% калужан. Подавляющее большинство имеет мнение прямо противоположное.

Вместо мебели

Рынок ЖКХ, кажется, до сих пор до конца не выкарабкался из болота 90-х, и ни одна реформа законодательства никак не может справиться с царящим в этой сфере произволом. Так, в 2015-м году начал действовать лицензионный порядок деятельности управляющих компаний. Казалось, что проблема решена раз и навсегда. Однако на деле условия получения лицензии оказались довольно демократичными, выполнить их не составило труда. Недобросовестные УК стали плодиться со страшной скоростью. Все попытки повлиять на ситуацию на местах - жалобы, акты прокурорского реагирования и даже суды - в конечном счете воспринимаются системой как комариные укусы. 

Минувшая зима в Калуге показала всю степень несостоятельности управления жилым фондом в городе. Дворы не расчищались от  снежных заносов по несколько дней, гололед сиял на солнце как зеркало, а наледь на крышах достигала балконов верхних этажей. Не обошлось и без несчастных случаев. Так, в центре города на мужчину упала ледяная глыба, девушка пострадала на улице Воскресенской. Множество опасных ситуаций удалось предотвратить в последний момент. Ситуация становилась все более критической, напряжение нарастало. Стало понятно, что необходимо вносить системные изменения, а не панически латать дырки.

Фотографии, "прессинг" и "агенты"

Городской Голова Дмитрий Разумовский еще на заре своего пребывания на должности выстроил собственную систему контроля в сфере городского хозяйства. Отбросив бумажные отчеты, градоначальник предпочел сконцентрироваться на реальных фактах, а точнее - фотофактах. На городских планерках Разумовский стал отсматривать фотографии проблемных зон и давать конкретные поручения. Пресс-служба, прежде занимавшаяся лишь сухими пресс-релизами, неожиданно активизировалась и начала отслеживать жалобы граждан на просторах сети. Аккаунт Горуправы стал реагировать на посты и комментарии пользователей, давать разъяснения, уточнять проблемные адреса. Все как с официальными обращениями, только сразу, а не в течение законных 30 дней.

Эта система сработала и в ситуации с управляющими компаниями. Посмотрев фото коммунальных ужасов, Разумовский, не стесняясь в выражениях, поручил "прессовать" недобросовестные УК. К слову, проблему недобросовестных УК подхватило и руководство области. Губернатор поручил сократить число управляющих компаний вдвое. Самые злостные нарушители лишились лицензий.

Еще одним эффективным инструментом в борьбе с недобросовестными коммунальщиками оказалась общественная комиссия "ТОС-контроль". На каждой территории активисты проводили рейды, о результатах которых докладывали чиновникам. Таким образом, у Горуправы появились своего рода "агенты", которые следили за локальными ситуациями, что позволяет получить полную картину проблемы во всем городе. 

Кроме того, ключевым решением стало присутствие муниципалитета на рынке управляющих компаний. В марте Горуправа учредила МБУ "Служба жилищного обеспечения". По сути МБУ выполняет функции управляющей компании, в том числе в отношении аварийных и ветхих домов. Деятельность службы финансируется из муниципального бюджета. Очевидно, что Горуправе проще контролировать собственное учреждение, а не коммерческие компании, а МБУ, в свою очередь, заинтересовано в качественном выполнении своих обязанностей.

Услышать всех

Новый подход в работе с УК, однако, построен не только на стремлении поймать и наказать непослушные компании. Руководство города старается объективно оценивать ситуацию на рынке ЖКХ, следить не только за недобросовестными, но и за честными УК, а главное - учитывать их позицию, слышать их проблемы.

Так, зимой, многие добросовестные управляющие компании сбивали наледь с крыш (а это в их обязанности, как ни странно, не входит), а также убирали те участки, которые формально не являются обслуживаемой территорией, но имели значение для безопасности жителей. Поступая по совести, такие управляющие компании претерпевали убытки. Разумовский выслушал позицию УК и согласился с необходимостью финансово поддерживать те компании, которые выполняют работу сверх нормы. Таким образом, добросовестные УК получают стимул работать еще лучше, а жильцы остаются довольными.

Татьяна Коняхина, депутат Городской Думы Калуги, руководитель "Общественного центра ЖКХ":

"По моему глубокому убеждению, ЖКХ - это понятие плановое. Им нельзя сегодня заниматься, а завтра бросить - работа должна вестись постоянно. И сейчас руководство города, на мой взгляд, занимает именно такую позицию. Город активно выстраивает конструктивный диалог с управляющими компаниями, градоначальник регулярно встречается с ними и слушает мнение всех сторон - и жильцов, и компаний. Он ищет компромиссы. Но нужно понимать, что компромиссы и диалоги возможны только с теми управляющими компаниями, которые сами этого хотят.

Недобросовестных УК в городе стало меньше - как известно, у них попросту отобрали лицензии. По моим наблюдениям, недобросовестно себя ведут в основном новые компании, которые только что пришли на рынок. Они не имеют ни штата, ни техники, вдобавок берут под свое крыло дома в разных концах города, и дело не только в их халатном отношении, но и физической неспособности справиться со своими обязанностями. Я считаю, что во многом эту ситуацию создало наше законодательство. Необходимо ужесточить порядок выдачи лицензий, четко предусмотреть обязанности УК. Калужская область и другие регионы неоднократно выходили в Госдуму с такой инициативой.

Кроме того, ключевую роль играет заинтересованность самих жителей и домовых советов. Жилищный кодекс дает гражданам большой перечень прав, и если жители активно ими пользуются, то и управляющие компании ведут себя лучше, опасаясь потерять доверие людей. Пассивные жители сами создают почву для бездействия и халатности УК." 

Сфера ЖКХ была и остается одной из самых больных и острых, потому что это про всех нас. Трудно не согласиться с тем, что все мелкие проблемы отходят на второй план, когда дома течет крыша. Чтобы изменить ситуацию в корне понадобится не один год, не один законопроект. Конечно, система требует, в первую очередь, перемен наверху - изменения федерального законодательства, в частности, ужесточения правил выдачи лицензий управляющим компаниям.

Можно сидеть и ждать, пока это произойдет. Можно сетовать на несовершенство правовой системы. Калуга предпочла решать текущие проблемы в той степени, в которой хватает полномочий муниципалитета. Ведь какая разница, насколько красив ковер, если пол под ним не подметают?