Проверено на себе: ЕГЭ по истории
29 февраля в Калуге прошла всероссийская акция "Единый день сдачи ЕГЭ родителями". Родителям выпускников предлагалось на пару часов поменяться местами со своими чадами и пройти всю процедуру единого государственного экзамена: от металлоискателей до сдачи бланков с ответами. В Калужской области участие приняли около 800 человек. Журналист портала Kaluga-poisk.ru родителем не является, но все же отправился солнечным субботним утром в гимназию №19. Без шпаргалок, но с паспортом и черной гелевой ручкой.
Зачем это все нужно?
Затейники из Рособрандзора полагают, что акция поможет родителям и выпускникам избавиться от ненужных переживаний относительно экзаменов. Говорят, если общественность познакомится с процедурой экзамена, то множество страшных сказок про ЕГЭ испарится.
Почему история?
Как правило, участники акции пишут ЕГЭ по русскому языку. Однако в этом году организаторы выбрали историю - в честь 75-летия Великой Победы.
Что, прямо настоящий экзамен?
Если проводить аналогию с парфюмом, то ЕГЭ для родителей - это пробник. Все то же самое, только в мини-формате и без каких-либо рисков. Правила и процедуры те же: личные вещи оставить в классе, зарегистрироваться, пройти процедуру с металлоискателем, получить задание в конверте, заполнить бланк аккуратными буковками, сдать ответы и покинуть класс. Разница лишь в том, что реальный экзамен по истории длится 3 часа 50 минут и включает 25 заданий. У участников ЕГЭ для родителей было полчаса и 9 заданий. И никакой ответственности за результат.
Как все прошло?
Я пришла в гимназию №19 в 9:40. Меня проводили в класс, на двери которого предусмотрительно была приклеена табличка "Место хранения личных вещей участников ЕГЭ". "С собой только паспорт и ручка", - строго сказала мне леди с пышной укладкой. В этот момент во мне на секунду пробудилась 16-летняя я, с косичками и покусанными от волнения губами. Я сдавала ЕГЭ 9 лет назад и даже тогда, в менее строгих условиях, без рамок и камер, страха было достаточно для того, что запомнить на всю жизнь.
Я послушно оставила все лишнее в классе и прошла на регистрацию. Организаторы с прищуром сверили меня с фотографией в паспорте. Вроде бы все сошлось. Потом одна из дам вооружилась металлоискателем: повернуться, поднять руки вверх, развернуться обратно. Процедура малоприятная. Вернее, вообще неприятная. Даже понарошку.
После антитерростических мер я прошла к аудитории. Меня нашли в списке и озвучили мое место - 4В.
Все участники уже сидели по местам и заметно нервничали. У доски сияла угрожающая табличка: "Ведется видеонаблюдение". За партами, кстати, кроме родителей, сидели министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев и директор школы Денис Миронов. Плюсик им за это.
Начало экзамена ровно в 10:00. Шесть минут за партой до начала казались мне вечностью. Впрочем, как и 9 лет назад. Наконец, нам раздали КИМы (контрольно-измерительные материалы). Они запечатаны в конверт, никто не видит их заранее. В конверте задания и бланки ответов. Заполняем бланки под чутким руководством наблюдателей: аккуратными печатными буковками, не нарушая границ клеточек, единички - без хвостиков. Множество кодов, ФИО и паспортные данные. Теперь можно и к заданиям приступать. У меня есть 30 минут.
ЕГЭ - это же дурацкие тесты, разве нет?
Нет. Злопыхатели и ярые противники ЕГЭ еще несколько лет назад лишились своего любимого аргумента: тестовую часть из заданий убрали. Выпускникам приходится пыхтеть над датами, отрывками из воспоминаний современников, связями личностей и событий, историческими картами, а также писать сочинения о каком-либо историческом периоде с миллионом критериев.
Ну и как, сложно?
Сложность - понятие субъективное. У меня ни одно из заданий не вызвало негодования и воплей "О боже, что за бред, это невозможно знать!" Фото КИМов меня попросили не выкладывать: нельзя. Поэтому рассказываю.
Сначала разминочка. Распределите события в хронологическом порядке. Свяжите события и их участников. Прочитайте отрывок из воспоминаний очевидца и выберите верные для него утверждения. Готово.
Дальше чуть сложнее. Передо мной карта. На ней стрелочки, пунктиры, города и обозначения мест сражения. Никогда не любила карты. Но делать нечего. Нужно определить, к какому событию относится карта и ответить на несколько вопросов: какой век? кто руководил войском под вот этими стрелочками? а под этими? чем закончилось это событие? а что за город обозначен циферкой и не подписан? В голове всплывают страницы старенького учебника, таблицы из школьной тетради с котиком, голос учительницы в сером костюме. Кажется, мы имеем дело с Куликовской битвой. Ответы записала.
Далее - продвинутый уровень. Дано утверждение историка относительно итогов правления Петра Первого. Напишите два аргумента в пользу этого утверждения и два аргумента против. Почему бы и нет? Сделано.
Апофеоз. Даны три периода, обозначенные датами. Нужно выбрать один и написать сочинение, в котором должны фигурировать не менее двух исторических личностей, не менее двух событий, не менее двух фактов, раскрывающих значение личностей, не менее двух причинно-следственных связей и т.д. и т.п. Я понимаю, что от меня хотят, и готова накатать текстик на пару страниц, но остается всего 7 минут: я успеваю лишь кратко обозначить основные вехи. Ну, хотя бы так. Ровно в минуту окончания экзамена бланки и задания у меня забирают.
Результаты были?
Нет, участникам просто раздали ответы для самопроверки. О, неплохо. Всего пара ошибок. В 2011 году я сдала историю на 83 балла. Приятно выяснить, что я еще ничего, в хорошей исторической форме.
А вот работу министра образования Александра Аникеева проверила член предметной экзаменационной комиссии:
- Простите, Александр Сергеевич, но за ваше сочинение я бы поставила ноль. Не хватает фактов и причинно-следственных связей.
- Но мне просто не хватило времени...
- А это никого не волнует, Александр Сергеевич.
Вот так мы выяснили, что перед ЕГЭ все равны. И школьники, и министры.
А что говорят родители?
Родители были несколько взбудоражены и взволнованы. Признали, что задания не из легких, что ситуация стрессовая. Сказали, что стали лучше понимать своих детей, однако есть "но".
"Я понимаю, что не испытала и доли того волнения, которое испытает мой ребенок", - сказала одна из мам. - Мы вот сейчас написали экзамен и пошли домой, наши результаты ни на что не влияют, от них ничего не зависит. А у ребят может жизнь сложиться иначе, если они вдруг не доберут пару баллов".
"Экзамен есть экзамен, без него школьное образование невозможно, - объясняет Александр Аникеев родителям за чашкой чая после окончания экзамена. - Ребята должны понять и принять тот факт, что ЕГЭ - это такое необходимое зло, которое нужно преодолеть".
Идея ЕГЭ для родителей ясна и понятна: посмотрите, что ждет ваших детей, и поддержите их морально. Наверное, ожидаемый эффект и правда достигается. При этом даже четырехчасовой экзамен в полной форме не позволит взрослым ощутить детский страх, дрожь в коленях и опасения за то, что наступит после. Но хотя бы слабая тень этих чувств - уже большой шаг на пути к понимаю "необходимого зла" .
Комментарии 3
Добавление комментария
Комментарии