Новости компаний
365

Современный взгляд на иммиграцию

Будучи крупной европейской экономической державой, Франция уже давно является страной, получить гражданство которой мечтают многие. Экономические и социальные последствия иммиграции были источниками разногласий с конца XIX века, а дебаты усилились с 1970-х годов на фоне экономического спада, роста безработицы и медленного, но постепенного подъема крайне правых.

Однако центральная роль иммиграции в политических дебатах преувеличена по сравнению с демографической реальностью, что привело к неправильному восприятию общественностью размера и роста иммигрантского населения. По состоянию на 2023 год во Франции проживало более 6,5 миллионов иммигрантов, что составляло около 10 процентов от общей численности населения. 

Хотя население Франции иностранного происхождения за последние 20 лет выросло примерно на 36 процентов, темпы его роста ниже, чем в Германии (где население иммигрантов выросло на 75 процентов за тот же период) или Соединенном Королевстве (где население иммигрантов выросло на 75 процентов за тот же период). увеличилось почти вдвое). Точных оценок численности нелегальных иммигрантов во Франции нет, но данные государственной медицинской помощи позволяют предположить, что их численность составляет примерно 315 000 человек.

Правительственные реформы иммиграционной политики были почти постоянными. С 1945 года Франция принимала официальный закон об иммиграции в среднем каждые два года, а также множество директив, циркуляров и других нормативных документов. Le Monde в 2019 году подсчитала 100 реформ, проведенных после Второй мировой войны, которые привели к созданию лабиринта правил, усложняющих доступ мигрантов к правам и услугам. Однако эти правила не достигают того, что некоторые провозглашают своей целью: остановить всю иммиграцию, депортировать и выдворить всех нелегальных мигрантов или резко сократить семейную и гуманитарную иммиграцию. 

Трудно оценить индивидуальный эффект многих связанных с иммиграцией мер, принятых сменяющими друг друга правительствами, поскольку изменения происходили очень часто, и многие проблемы являются результатом факторов, находящихся вне контроля правительства, таких как европейский миграционный кризис 2015-16 годов. Тем не менее, в совокупности они позволяют предположить, что правительство проявляет растущий интерес к более избирательной иммиграционной политике, которая в последние годы направлена ??на привлечение высококвалифицированных мигрантов и создание барьеров для лиц, ищущих убежища. На разных этапах прошлого столетия иммигранты прибывали в основном из Южной Европы, а затем из бывших колоний в Северной Африке, часто для выполнения определенных экономических функций, пока ситуация и общественные настроения не изменились. 

За последние 20 лет иммиграция увеличила население Франции примерно на 2,3 миллиона человек и имеет более разнообразное происхождение. В 1975 году шесть стран были источником 75 процентов иммигрантов, тогда как по данным переписи 2018 года на десять крупнейших стран происхождения приходилось менее 60 процентов всех иммигрантов. Тем не менее, крупнейшими странами происхождения являются страны, имеющие глубокие связи с Францией: Алжир, за ним следуют Марокко, Португалия, Тунис и Италия.

Чуть больше половины всех иммигрантов во Франции — женщины. Доля женщин и девочек среди иммигрантов медленно росла: с 46 процентов в 1946 году до 52 процентов в 2023 году, и эта тенденция особенно заметна среди иммигрантов из Африки. В 2023 году 49 процентов африканских иммигрантов составляли женщины и девочки по сравнению с 29 процентами в 1975 году. Примерно 76 процентов всех иммигрантов в 2023 году были трудоспособного возраста (от 16 до 64 лет), что выше, чем 64 процента в этом возрасте. группа среди всего населения.

При Макроне правительство выдвигало баланс между «гуманностью и твердостью», но время от времени вводило ограничительные меры, по-видимому, для защиты от политических вызовов со стороны крайне правых. Иммиграционный закон 2018 года, известный как Закон Колломба, увеличил максимальный срок задержания мигрантов, въезжающих без разрешения, до 90 дней, сократил срок подачи заявления о предоставлении убежища и увеличил возможность депортации лиц, которым было отказано в предоставлении убежища. С другой стороны, закон также облегчил въезд и пребывание иностранных студентов и высококвалифицированных рабочих, расширил возможности воссоединения семей для братьев и сестер несовершеннолетних, а также ввел четырехлетний вид на жительство для лиц без гражданства и получателей дополнительной защиты. В 2019 году правительство обнародовало меры по ужесточению доступа к медицинскому обслуживанию для просителей убежища и нелегальных иммигрантов, что оно назвало «возвратом контроля» над иммиграцией. Он также объявил о готовности разделить ответственность за мигрантов, спасенных в Средиземноморье, и принять более открытую иммиграционную политику, основанную на трудоустройстве, для удовлетворения потребностей рынка труда.

Несмотря на это политическое давление, иммиграционные тенденции во Франции сопоставимы с тенденциями в других странах и не являются, как утверждают некоторые крайне правые, отражением того, что правительство потеряло контроль. Иммигранты составляют лишь около 10 процентов от общей численности населения Франции, и в последние годы их число существенно не увеличилось, однако вопросы миграции были заметными во время выборов 2022 года.

В частности, усилия правительства сегодня сосредоточены на поощрении иммиграции высокообразованных людей, которые считаются полезными для французской экономики, и ограничении прибытия всех остальных. Во многих отношениях это просто обновленная версия многолетнего подхода Франции к приему иммигрантов, чьи характеристики и навыки считаются полезными для экономики, как это было в годы после Второй мировой войны. Тем не менее, различие между полезной и вредной миграцией неуместно, как потому, что она может нанести глубокий вред тем, кого считают нежелательными, так и потому, что экономический анализ показывает, что семейная миграция привела к увеличению валового внутреннего продукта Франции на душу населения. продукта и что лица, ищущие убежища, не обременяют европейскую экономику.