— Почему ни одна твоя героиня не похожа на меня?! — обижается подруга, хотя я ей ничего не обещала

истории читателей

Рассказы я начала писать еще в школе. Придумывала смешные истории про трогательных собачек и кошечек.

Сначала никому не показывала свои работы, а потом классная руководительница случайно нашла в тетрадке по литературе листочек с короткой историей из жизни кота Коржика.

И так ей понравилось прочитанное, что она немедленно позвонила моим родителям. Ваша дочь станет писателем, сказала она ошарашенным маме и папе. То только головами крутили от удивления.

В нашей семье не то что литераторов, просто любителей читать никогда не было. И тут такой сюрприз. После школы я поступила на филфак, успешно его окончила, но профессиональным писателем так и не стала.

Так уж иногда складывается жизнь, сами понимаете. На третьем курсе я познакомилась с Максом, мы поженились сразу после диплома.

Через год родилась Настюшка. Какие уж тут романы и повести. Пеленки, садик, ангины и необходимость обновить мебель в гостиной.

Правда, клепать рассказы я не бросила, но переключилась на жанр фэнтези. Это такая разновидность фантастики, в которой много сказочных мотивов.

Как я всегда говорю, это сказка, только для взрослых. Рассказы я собираю в сборники, которые планирую когда-нибудь превратить в полноценный роман.

— Вот дети вырастут, я засяду на даче и буду писать большой роман. Получится не хуже, чем у Толкина, — часто говорю я супругу.

Тот всегда неопределенно хмыкает в ответ. Мол, посмотрим. Н-да, Макс явно не фанат моих сочинений.

А вот подруга Алена просто обожает мои рассказы. Сначала я просто я давала ей читать наброски или готовые материалы. Спрашивала мнение, прислушивалась к советам.

Так постепенно подруга стала моим литературным редактором, благо диплом позволяет, ведь учились мы вместе. Взгляд со стороны писателю, даже такому мелкому, как я, позволяет увидеть произведение с неожиданных ракурсов.

Например, мне кажется, что линия поведения героев выстроена четко, а редактор указывает на явные провалы.

— Вот тут непонятно, откуда появился Альберт, ведь пять страниц назад Изольда гневно прогнала его, — тыча пальцем в напечатанный текст, говорила подруга.

Признаюсь, не всегда я слушаю ее критику спокойно. Ведь я художник, я так вижу. Банально, но это так.

Но в последнее время у Аленки мозги явно набекрень. Стала она мне выговаривать совершенно за неожиданную вещь.

Дала подруге на редакцию сразу несколько рассказов. Смотрю, она ходит хмурая. Думаю, неужели все так плохо. Нет, отвечает, все замечательно. Сюжет стройный, описания живые.

— Но что-то же тебя расстраивает, — допытывалась я, — скажи правду, не жалей меня.

— И скажу! — ответила Аленка. — Столько лет я редактирую твои рассказы, а ты ни разу ни одну героиню не наделила моими чертами!

Я даже не сразу поняла, о чем она говорит. Чего, спрашиваю, какими еще чертами.

— Почему бы тебе не сделать Изольду такой же чуткой, как я, или Марианну такой же сильной, как я? — продолжила подруга.

Честно говоря, мне и в голову не приходило отождествлять кого-то из своих героев со знакомыми. Это совершенно посторонние для меня люди, и мне нравится знакомиться с ними, открывать их для себя.

И, самое главное, не вижу я свою Аленку ни в одной из своих героинь. Они у меня воительницы, сильные, смелые. А подруга обычный человек, как все.

Я не говорю, что это плохо. Но этого мало, чтобы стать героем произведения.

Пока я хлопала глазами и думала, как объяснить подруге, что не стоит придавать литературным персонажам черты знакомых тебе людей, она продолжила:

— Я для тебя стараюсь бесплатно, между прочим. За все эти годы ни копейки не попросила. Хотя ты уже зарабатываешь на своих рассказах. В Интернете их продаешь, да и печатные сборники пусть и копейку, но приносят.

— Алена, я же предлагала тебе зарплату, как делают все остальные. Ты сама отказалась, — ответила я.

Подруга скорчила козью морду и сказала, что с друзей брать деньги ей стыдно. Мол, не надо мне золото, давай мне нематериальное.

— Пусть Изольда будет похожа на меня. Я чувствую, в нас много общего! — восторженно сказала Аленка.

Я помолчала, а потом решительно сказала «нет».

— Алена, пойми, если я сейчас тебя сделаю Изольдой, посыплются просьбы от остальных. Я не хочу вмешивать в творчество семью и друзей, как бы дороги вы мне ни были.

Подруга не дослушала. Я так и знала, крикнула, и швырнула в меня распечатки рассказа.

— В таком случае сама занимайся редактурой, а я видеть тебя не желаю. Подруга, которой такой малости жалко, мне не нужна!

И ушла, оставив меня с разинутым ртом.

Жалко терять подругу, а с другой стороны, была ли дружба, если человек ставит такие ультиматумы?

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.