- У дочери нет прогресса по предмету, верните деньги! - Требует от меня мама ученицы

истории читателей

С разными причудами родителей мне приходилось сталкиваться за время своего репетиторства, но есть теперь в моем списке одна женщина, которая своими претензиями переплюнула всех. Ее дочь полгода ходила ко мне на занятия, ни разу не сделала домашнее задание, ничего не делала на занятиях, о чем мама знала, а теперь эта самая мама требует от меня вернуть деньги, потому что у ребенка нет прогресса. 

Я по образованию педагог, мое направление - иностранные языки. В школе моя карьера не сложилась, потому что вместо обучения детей приходилось тратить кучу времени на всякую бюрократическую ерунду. Да и отношение к педагогам оставляло желать лучшего, что со стороны детей, что со стороны родителей, что со стороны драгоценного руководства, которое всегда действовало в интересах кого угодно, но только не собственных сотрудников. 

Поэтому уже пять лет я занимаюсь частной практикой. Часть работы у меня в компании, где я работаю с документами и в качестве переводчика-фрилансера, а часть дохода получаю от репетиторства. Все-таки учиться на педагога я пошла по своему желанию, а не из-за того, что больше никуда не взяли. 

Разные мне попадались и ученики, и родители, с кем-то расставались через неделю, кто-то ходил по несколько лет. Я сразу объясняла, что половина дела - это выполнение домашнего задания. Именно так ребенок может разложить полученные от педагога знания по полочкам, закрепить материал и выяснить, что же он все-таки не понял. К сожалению, пока не придумали технологию, которая могла бы заставлять человека получать знания без каких-то усилий с его стороны. 

Если я видела, что дети не хотят заниматься, и мои уроки для них - пустая трата родительского бюджета, я всегда об этом говорила. Там бывало по-разному, одни родители отказывались от занятий, другие проводили воспитательную беседу с ребенком, и тот начинал проявлять какую-то заинтересованность в предмете. Все честно, я думаю. 

Ангелину ко мне на первое занятие привела мама. Девочка в седьмом классе, иностранный язык сильно хромает, и если раньше мама этого не замечала, то после смены школы это стало проблемой. Видимо, теперь у Ангелины сильный педагог, который старается что-то вложить к голову детям. 

Мама объяснила, что от меня требуется, рассказала, что раньше девочка язык уже учила, но уровень надо бы подтянуть. Она лукавила, это я поняла после собеседования с самим ребенком. Знания там даже не в зачаточном состоянии, их нет вообще. Ребенок не знает элементарных вещей, которые сейчас, мне кажется, даже младенцы знают. 

Но не мое дело осуждать, мое дело учить. Мы решили, что Ангелина будет ходить два раза в неделю, оговорили стоимость занятий, и мама удалилась, а я осталась с ребенком. 

Никакого интереса к предмету у девочки не было, она просто отсиживала время. Она даже не старалась изобразить какое-то участие в занятии. Домашнюю работу она тоже систематически не выполняла. Бывает, что ребенок просто делает ее тяп-ляп, чтобы создать видимость, а Ангелина не делала даже этого. 

Я потерпела две недели, думала, что девочка привыкнет, втянется, будет какой-то отклик, но все оставалось на прежнем уровне. Я позвонила ее маме, сказала все, как есть, предложила ей отказаться от занятий, потому что толка нет, и вряд ли он появится. Возможно, я не тот педагог, который нужен Ангелине.

- Ну что вы! Нельзя так сразу отказываться. Она у нас долго раскачивается, это я знаю, но надо просто подольше позаниматься, - сказала мне родительница, и я не стала ее переубеждать. Она же своего ребенка должна знать лучше меня, правильно же?

Мы занимались с Ангелиной долгих шесть месяцев. За это время мы продвинулись всего на пару ступенек, которые другие дети преодолевали за месяц максимум. И девочка-то неглупая, у нее для такого возраста хорошая речь, богатый словарный запас, она интересно рассуждает на разные темы. Но вот в иностранном языке - сплошная стена отрицания. Не хочет она ничего делать - хоть ты что делай. 

Я уже и методику меняла, и больше на разговорную часть пыталась поднажать, и книги интересные ей на иностранном предлагала читать - результат отсутствует. Домашние задания она не делала вообще. Спросишь почему - молчит и смотрит в стол. 

За эти полгода я еще два раза говорила с ее мамой на тему бессмысленности занятий, потому что ни на уроке, ни дома ребенок ничего не делает. Мама стояла на своем - надо заниматься. Ну, я себе не враг, надо - будем, любой каприз за ваши деньги. 

И как же я удивилась, когда ко мне на занятие недавно пришла не Ангелина, а ее мама. Она заявила, что ребенок у меня больше заниматься не будет. И еще добавила, что за прошедшее время никаких улучшений в знании языка у девочки не произошло, этот неутешительный факт констатировала учительница по иностранному языку. А поскольку никакого прогресса за полгода нет, то я должна вернуть все деньги, которые мне были заплачены за занятия. 

Заявление родительницы подкупало своей новизной. С таким я сталкивалась впервые. Попыталась объяснить, что если бы она записала Ангелину в спортзал, а она бы там просто сидела на лавочке все время, не делая ничего, то вряд ли бы кто-то стал ей возвращать деньги за абонемент. Даже при условии того, что физическое состоянии девочки не изменилось вообще. 

Мне было сказано, что я говорю глупости, и вообще, она напишет на меня заявление в полицию. Я так и не поняла на какую темы - то ли в связи с мошенничеством, то ли из-за чего-то еще. 

С мамой этой, как и с Ангелиной, я больше не общаюсь, хотя родительница не теряет надежду до меня достучаться, угрожая карами полицейскими и налоговыми. Лучше бы с ребенком поговорила, ей-богу.

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.