Новая начальница хочет уволить меня за то, что я помогаю стажерам учиться на моих ошибках

истории читателей

Я проработала в бухгалтерии крупной компании почти двадцать лет. Начинала с простого специалиста, доросла до старшего бухгалтера. В коллективе меня уважали, а молодежь часто обращалась за советом – я никогда не отказывала в помощи.

Все изменилось два месяца назад, когда наш прежний руководитель ушла на пенсию. На ее место пришла Светлана Игоревна – энергичная женщина лет сорока пяти с идеальной осанкой и вечно поджатыми губами.

В первый же день она собрала общее собрание:

– Коллеги, – ее тонкие пальцы постукивали по столу в неровном ритме, – я изучила документацию и, честно говоря, в шоке от количества ошибок, которые здесь допускаются.

Мы переглянулись. За последний год у нас не было ни одной серьезной претензии от проверяющих органов.

– Особенно меня беспокоит отдел Марины Викторовны, – она кивнула в мою сторону. – Судя по отчетам, вы тратите непозволительно много времени на обучение стажеров.

Я выпрямилась на стуле: – У нас есть утвержденная программа наставничества. Я делюсь опытом...

– Опытом ошибок? – Светлана Игоревна прищурилась. – Я видела документы пятнадцатилетней давности. Там масса неточностей в ваших расчетах.

– Именно поэтому я рассказываю молодым специалистам о своих ошибках, – я старалась говорить спокойно. – Чтобы они не повторяли их.

– В моем понимании, – она постучала ручкой по столу, – хороший специалист не должен ошибаться вообще.

После собрания ко мне подошла Катя, наша новая стажерка: – Марина Викторовна, простите, что так получилось. Это я попросила показать мне старые отчеты, чтобы разобраться в методике...

– Не извиняйся, – я улыбнулась. – Лучше научиться на чужих ошибках, чем набивать свои шишки.

Следующие недели превратились в настоящий ад. Светлана Игоревна требовала с меня отчеты по каждой минуте, проведенной со стажерами. Она просматривала все документы, которые проходили через мой стол, выискивая малейшие неточности.

– Марина Викторовна, – однажды она вызвала меня к себе, – объясните, почему вы вчера сорок минут разбирали со стажером один документ?

– Потому что это был сложный случай начисления больничного с особыми условиями, – я достала папку с расчетами. – Хотите, покажу?

– Я хочу, чтобы вы занимались своей работой, а не изображали из себя преподавателя, – она отмахнулась от папки. – У нас не институт.

Вечером того же дня я задержалась в офисе. В пустом кабинете было тихо, только шуршали бумаги. Я перебирала старые отчеты, вспоминая каждую ошибку, каждый случай, когда приходилось учиться на собственном опыте.

– Марина Викторовна? – в дверях стояла Катя. – Можно к вам?

– Конечно, – я отложила бумаги. – Что-то случилось?

– Мы с ребятами поговорили, – она присела рядом. – Хотим написать коллективное письмо руководству. О том, как много вы нам даете.

– Не нужно, – я покачала головой. – Это только ухудшит ситуацию.

– Но как же так? – Катя всплеснула руками. – Вы столько лет отдали компании! Благодаря вам мы не делаем глупых ошибок. А она...

– Знаешь, – я взяла со стола свою любимую чашку с котятами, подаренную стажерами на прошлое восьмое марта, – когда-то один мудрый бухгалтер учил меня: главное в нашей профессии – это не идеальные цифры, а умение признавать и исправлять ошибки.

На следующий день я пришла пораньше и направилась прямо к кабинету Светланы Игоревны. Постучала.

– Войдите, – раздался ее резкий голос.

– Доброе утро, – я положила на стол папку. – Здесь полный анализ типичных ошибок нашего отдела за последние пятнадцать лет. С разбором причин и методами предотвращения. Я составляла его для стажеров.

Она молча взяла папку, начала листать.

– А знаете, – я присела на краешек стула, – в девяносто девятом я допустила ошибку в расчете командировочных. Небольшую, но неприятную. А через пять лет такую же ошибку чуть не сделала моя стажерка. Хорошо, что я вовремя заметила и объяснила ей...

После этого Светлана Игоревна надолго замолчала, внимательно изучая документы. Ее пальцы все так же стучали по столу, выдавая внутреннее напряжение.

– Что ж, – наконец произнесла она, поджав губы, – придется признать, что в вашем подходе есть рациональное зерно. Но я настаиваю на оптимизации процесса. Составьте регламент по времени работы со стажерами и предоставьте мне подробный план обучения. И чтобы никакой самодеятельности.

Я кивнула. Это была не победа, но и не поражение. Просто компромисс.

Теперь каждый понедельник я отчитываюсь перед ней о работе со стажерами. Она все так же хмурится, просматривая мои отчеты, все так же находит недочеты. Но больше не говорит об увольнении.

А недавно я случайно услышала ее разговор с директором:

– Да, Марина Викторовна несколько... старомодна в своих методах. Но должна признать – ее стажеры делают меньше ошибок, чем остальные. Считаю целесообразным сохранить ее систему обучения. С доработками, разумеется.

Для Светланы Игоревны это почти похвала. Теперь я понимаю – иногда победа заключается не в том, чтобы переделать человека, а в том, чтобы найти способ работать вместе, несмотря на разницу во взглядах.

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.