Родительница обвинила меня в плохой подготовке к экзамену и сравнила учителя с автомехаником

истории читателей

С тех пор, как образование признали сферой услуг, многие люди стали считать, что к преподаванию нужно относиться как к парикмахерскому делу и автосервису. Пришёл с проблемой, озвучил, потребовал результат.

Но в преподавании для достижения результата должны работать и учитель, и ученик. Иначе ничего не выйдет.

Со времён студенчества я подрабатываю репетиторством. Готовлю вечерами детей к экзаменам по русскому языку и литературе.

Примерно десять лет назад у старшеклассников добавился ещё один вид итоговой работы – сочинение, по результатам которого ученика либо допускают к ЕГЭ, либо нет.

Для многих школьников это сочинение стало неприятным сюрпризом. Далеко не каждый к старшей школе мог на двух листах изложить рассуждение на заданную тему.

Особо переживающие родители бросились нанимать репетиторов, чтобы подстраховать детей. Так у меня появилась ученица Маша.

Машина мама связалась со мной буквально за месяц до написания сочинения и сказала:

– Я боюсь, что девочка сочинение не напишет. Она их всю жизнь плохо писала, на слабые "тройки". Не читает ничего. Чем-то помочь ей можно?

– Могу объяснить структуру сочинения и вместе с ней написать пару работ для тренировки. А раз она мало читала, значит, задача наша усложняется. Сочинения же пишутся на заданную тему и всегда по каким-то произведениям.

Мама девочки согласилась, и мы с Машей приступили к занятиям.

Мы составили список того, что девочка прочитала и более-менее помнила из школьной программы. Проговорили и записали вместе два сочинения.

– Смотри, Маша, – предупредила я девочку. – Главное, не пиши того, что не знаешь. Не помнишь автора произведения или точное название? Ищи другую тему. Лучше плохонько написать о том, что знаешь, чем завалить работу фактической ошибкой.

Девочка вроде запомнила. Но сочинение не сдала.

По телефону Маша мне объяснила, что основная ошибка ее состояла в том, что она приписала авторство романа "Мастер и Маргарита" Фёдору Достоевскому.

– Зачем ты вообще об этом романе вспомнила? – удивилась я. – Ты же брала под свою тему другое произведение.

– Да, – вздохнула Маша. – Мне не хватило объёма, и я решила и про этот роман немного написать. И с автором ошиблась. Я не сдала, но через месяц можно заново написать, – утешила меня девочка.

А вот ее мама была разгневана.

– Зачем я платила вам деньги, если дочка всё равно не сдала, – раздражённо бросила она мне, когда я ей позвонила после разговора с Машей.

– Я честно выполнила всё, что обещала. Сочинение мы разобрали, писать поучились, – вздохнула я. – О том, что не надо писать того, в чём есть сомнения, я девочку предупреждала. Но она запереживала, что нет нужного объёма, и для чего-то вставила ошибочную информацию вообще о другом произведении.

– Её ошибка – это ваша недоработка. Вы не оказали нам образовательную услугу. Я отдала машину в автосервис и получила её отремонтированной, а дочку отдала репетитору – и её не обучили, – возмутилась мама ученицы. – И ремонт машин, и образование – это сфера услуг. Я плачу деньги – окажите услугу!

– Как вы можете сравнивать машину и живого ребенка, – удивилась я. – Я ведь не могу вскрыть черепную коробку Маши и просто вложить ей знания туда! А вот с машиной поступают именно так. Открывают капот и заменяют сломанную деталь на новую.

– Это всё пустые разговоры, – сердилась Машина мама. – Теперь я понимаю, что преподаватели ни на что гарантии дать не могут. В автосервисе и то гарантия есть!

– Конечно, не могут! Преподаватель может объяснить и направить, но он же не сам делает за ученика работу! Вот если бы в автосервисе мастер сам рассказывал машине, как она должна починиться, а она бы выполняла, я бы с вами согласилась, – не уступала я.

Вот так и закончился наш разговор. Маша потом всё-таки сочинение сдала. Звонила мне, благодарила. А её мама – нет.

Мне в жизни потом встретилось много родителей, которые были уверены, что только учитель отвечает за то, как ребенок усвоил материал.

И каждый раз я вспоминала эту аналогию с машиной в сервисе и доступно объясняла, почему важны усилия и учителя, и ученика. И всегда меня понимали и начинали по-другому смотреть на работу преподавателя.

Не как на сферу услуг.

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.